Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне - Урок 4 - ЗВУКИ И БУКВЫ
Цели: учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
— Разгадайте шарады* и метаграммы**. Запишите отгадки.
Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом с семьею живем,
Две буквы к названью приставь заодно.
Получится то, что решать суждено. (Дача — задача.)
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты
И поставишь,
И стану птицей я лесной. (Волга — иволга.)
С буквой К живу в лесу,
С буквой Ч овец пасу. (Кабан — чабан.)
С Ы мы мчим вас что есть мочи,
С У мы ноги вам промочим. (Лыжи — лужи.)
Я с В — ночная птица,
Но замените В на Д —
И растворяюсь я в воде. (Сова — сода.)
— Назовите орфограммы в словах.
— У слов дача и задача есть общая часть (дача-). Это однокоренные слова? (Нет, у слов нет общего значения.)
— Подберите однокоренные слова к слову дача. (Дачный, дачник.)
— Выделите корень в словах.
— Составьте предложение, чтобы в нем были слова дача, задача. (Я решал задачу про яблони на даче.)
— Запишите предложение, подчеркните основу.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 155 (с. 100).
— Рассмотрите образец и расскажите, каким способом можно подобрать проверочные слова. (Изменить формы слова: один — много, много — один. Подобрать родственное слово.)
— Подберите проверочные слова, вставьте пропущенную букву. (Фронтальная проверка.)
— Какую букву вставили? Каким словом проверяли?
— Чем похожи все проверочные слова? (В них есть буква Ё.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
IV. Физкультминутка
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто наш упругий мяч.
Снова вышли на парад.
Раз-два, раз-два.
Заниматься нам пора!
V. Закрепление изученного материала
Упр. 156 (с. 101).
(Учащиеся по цепочке называют проверочное слово и говорят, какую букву нужно поставить на месте попуска.)
VI. Рефлексия
Упр. 157 (с. 101).
(На обратной стороне доски работают два ученика: один выписывает слова с буквой А, другой выписывает слова с буквой О. Остальные выполняют упражнение в тетради.)
— Проверьте работу на доске.
— Проверьте свою работу.
— Оцените себя с помощью “светофора”.
VII. Подведение итогов урока
— Чему вы сегодня научились?
— Каким правилом вы пользовались, выполняя задания?
— Получается ли у вас лучше, чем вчера, проверять безударные гласные?
Домашнее задание
Выполнить упр. 158 (с. 101).
* Шарады — это загадки, в которых загаданное слово состоит из частей, каждая из которых является отдельным словом.
** Метаграммы — это слова-загадки, в которых из загаданного слова получается новое путем замены одной буквы другой.