Правописание слов с безударным гласным звуком в корне - Урок 2 - ЗВУКИ И БУКВЫ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне - Урок 2 - ЗВУКИ И БУКВЫ

Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— На какие группы делятся все согласные? (Звонкие и глухие, твердые и мягкие.)

— Как обозначается мягкость согласных на письме? (Гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я и буквой Ь.)

— Я читаю предложения, а вы выписывайте только те слова, в которых мягкость согласных обозначается буквой Ь.

Пришла поздняя осень.

Был теплый летний день.

Лева и Петя идут гулять.

Из школы шли мальчик и девочка.

Дети слепили снежную крепость.

— Какие слова записали? (Осень, день, гулять, мальчик, крепость.)

— Подчеркните слова, которые нельзя переносить. (Осень, день.)

— Разделите вертикальной чертой слова для переноса. На сколько частей разделите слово? (На две.)

— Сколько в каждом слове букв? Сколько звуков?

— Почему в этих словах звуков меньше, чем букв? (Буква Ь звука не обозначает.)

2. Словарная работа

(На доске запись.)

ПОКШДЕЦЖСЧДХА

— Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие глухие звуки, и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке. (Одежда.)

— Назовите лексическое значение слова одежда. (Совокупность предметов, которыми покрывают тело.)

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

III. Самоопределение к деятельности

— Выпишите из стихотворения формы слов, пропуская букву, обозначающую безударный звук.

На берегу растет сосна,

А рядом с нею сосны.

Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею звезды.

А на траве лежит роса,

А рядом с нею росы.

А по траве спешит коса,

А рядом с нею косы.

И будет мягкая трава

Душистым мягким сеном.

Сгребать ее пойдет мой дед,

Точней, пойдем мы следом.

— Какие пары слов вы выписали? (С..сна — сосны, зв..зда — звезды, р..са — росы, к..са — косы.)

— В каких словах пропустили гласные буквы?

— Какую букву напишете в слове сосна? (Букву О, потому что в проверочном слове под ударением стоит эта буква.)

(Аналогично проверяют остальные слова.)

— Сделайте вывод: как правильно написать букву на месте безударного гласного звука? (Подобрать поверочное слово, чтобы проверяемая буква обозначала ударный гласный звук.)

— Какое слово может быть проверочным? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.

IV. Работа по теме урока

Упр. 146 (с. 96).

— Как узнать, какую букву нужно проверять в слове? (Надо поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, выделить корень.)

— Назовите проверочные слова к каждому слову.

— В каких словах для проверки вы изменяли форму слова?

— В каких словах для проверки вы подбирали однокоренные слова?

— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.

— Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово? (Ответы детей.)

— Прочитайте правило и скажите, верный ли вывод вы сделали.

V. Физкультминутка

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Поскакали на носочках:

Прыг-скок, прыг-скок.

Встали ровненько в рядочках

И продолжили урок.

VI. Повторение изученного материала

Упр. 148 (с. 97).

— Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса.)

— Запишите слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова.

— Объясните, как проверить букву, вставьте букву в слово.

— Вы проверяли слово, подбирая однокоренные слова или другую форму слова?

VII. Рефлексия

— Я читаю слова, а вы ставьте знак “+”, если гласную в корне слова нужно проверять, и знак “—”, если проверять не нужно.

Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи.

Ответ. +, +, —, +, —, —, +.

(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Чему мы сегодня учились на уроке?

— Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне? (Чтобы грамотно писать слова.)

— Как узнать, какую букву нужно писать на месте безударного гласного звука?

Домашнее задание

Выполнить упр. 147, 149 (с. 97).






Для любых предложений по сайту: [email protected]