Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Как различить звуки и буквы - ЗВУКИ И БУКВЫ
Цели: обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки и буквы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Отгадайте загадки, запишите отгадки.
1. Она не буренка,
Но все же пока
Дает ежедневно
Кувшин молока.
Ей дай только волю —
Семь дней не пройдет —
Повсюду с деревьев
Кору обдерет. (Коза.)
2. В лесу обитает,
Дичью питается
Да в курятник забирается,
Хитрым зверем называется. (Лиса.)
3. Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли пол мешка. (Капуста.)
4. Ее никто не пугает, а она все дрожит. (Осина.)
5. Два огромных страшных глаза,
Кругом вертит голова,
Ты ее узнаешь сразу,
Коль заухает... (сова).
6. В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился. (Сахар.)
— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— На какие две группы можно разделить слова? (Слова с безударной гласной, которую можно проверить, и слова с безударной гласной, которую нужно запомнить.)
— В каких словах мы запоминали безударную гласную? (Капуста, осина, сахар.)
— Как проверить безударные гласные в остальных словах? (Дети подбирают проверочные слова по правилу “один — много”.)
2. Словарная работа
— Отгадайте слово.
• Первый слог, как в слове окно. (ОК.)
• Второй слог, как второй слог в слове утята. (ТЯ.)
• Дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку [П]. (Б.)
• Непарный звонкий согласный из слова жираф. (Р.)
• В конце слова буква ни гласная и ни согласная. (Ь.)
— Назовите слово. (Октябрь.)
— Назовите лексическое значение слова октябрь. (Осенний месяц, десятый месяц года.)
— Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную О.
III. Самоопределение к деятельности
— Подберите однокоренные слова к слову звук. (Звучание, звучит, звучный, зазвучал.)
— Докажите, что эти слова однокоренные. (Есть общая часть “звук”, общее значение.)
— Какие звуки издает дождь? (Кап-кап.)
— Какие звуки издает петух? (Ку-ка-ре-ку!)
— Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились... (Буквы.)
— Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем.)
— Что такое буква? (Знак для обозначения звука.)
— Сегодня мы начинаем новый раздел и будем говорить о буквах и звуках.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебники на с. 77. Прочитайте тему раздела. (Звуки и буквы.)
— Что мы узнаем при изучении этой темы?
— Откройте учебник на с. 78 и прочитайте тему первого урока этой темы. Чему мы будем учиться? (Различать буквы и звуки.)
Упр. 115 (с. 78).
— Прочитайте. Какое настроение создают эти строки? (Грустное, печальное.)
— Какие слова создают печальное настроение? (Последние листья, нагих ветвей, отряхнет.)
— Прочитайте, передайте интонацией настроение.
— Из чего состоят слова письменной речи? (Из букв.)
— Из чего состоят слова устной речи? (Из звуков.)
— Спишите предложение.
Упр. 116 (с. 78).
— Произнесите по порядку звуки в каждом слове. (Шар —[ш] [а] [р], ложка — [л] [о] [ш] [к] [а], шарф — [ш] [а] [р] [ф], лодка — [л] [о] [т] [к] [а].)
(Ответы на вопросы учебника.)
— Прочитайте на с. 79, на что нужно обратить внимание.
— Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем.)
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
И скорей за парту плюх.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 117 (с. 79).
— Что показывают квадратные скобки? (Звуковую запись слова.)
— Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная? (Часто пишем не так, как слышим.)
Упр. 118 (с. 79).
— Чем интересна запись? (Она в квадратных скобках.)
Это записи звуков. Звуковую запись слова называют транскрипцией. Она пишется в квадратных скобках.
— Произнесите звуки быстро. Какие слова получились? (Лампа, роса.)
— Совпадет ли написание и произношение слова лампа? (Да. Слово пишется и слышится одинаково.)
— Совпадет ли написание и произношение слова роса? (Нет. На месте звука [А] пишем букву О. Проверяем словом рОсы.)
Упр. 119 (с. 80).
— Прочитайте задание.
— Почему написание этих слов нужно проверять по орфографическому словарю? (Звуки и буквы не совпадают. Написание слов проверить нельзя.)
— Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву, написание которой нужно запомнить.
(Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.)
VII. Рефлексия
Карточка
Запиши слова буквами.
[паша] [йолка] [раса] [пасуда] [маска] [ужы]
(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Чем отличаются звуки и буквы?
— Что раньше появилось: звуки или буквы?
— Что такое транскрипция? (Звуковая запись слов.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 120 (с. 80).