Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Какие бывают слоги - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Цель: повторить правила деления слова на слоги.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова на слоги; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Диктант
Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверек прыгнул на ель.
— Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные.
— Назовите слова, в которых безударную гласную можно проверить. (Несут — нес, в лесу — лес, зверек — зверь.)
— Написание какого слова с безударной гласной мы запоминали? (Ребята.)
— Найдите слова с мягким знаком — показателем мягкости, подчеркните их. (Пень, ель.)
— Какие еще знакомые орфограммы встретились? (ШИ пиши с буквой И в слове пушистый.)
— Оцените себя.
III. Самоопределение к деятельности
В русском языке живут гласные и согласные. Они очень дружат между собой. Согласные во всем соглашаются с гласными. Когда они становятся рядом, то происходят удивительные вещи. Образуется слог, и согласные начинают разговаривать. Слог — это союз гласных и согласных. Правда, слог может состоять и из одной буквы, обязательно гласной, а из согласной — никогда. Плохо звучит согласная, когда одна. Иногда в слог встает еще одна согласная и букв становится три. Бывает в слоге и больше букв, но гласная всегда только одна.
Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Дружит гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
Ма- и ша-, а вместе Маша
К нам явились на урок.
— Кто скажет, как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Слога без гласной не бывает.)
Откройте учебник и прочитайте, на какой вопрос мы сегодня на уроке ответим. (Какие бывают слоги?)
IV. Работа по теме урока
Упр. 95 (с. 65).
— Прочитайте стихотворение.
— Что необычного в записи последнего предложения? (Слова разделены на слоги.)
— Почему автор разделил слова на слоги? (Изображает гудок автомобиля.)
— Прочитайте, какое задание нужно выполнить письменно.
— Какие правила деления на слоги нужно вспомнить, прежде чем выполнять задание? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
— Прочитайте на с. 66 напоминание авторов о правилах деления слова на слоги.
— Узнали что-то новое? (Нет. Это повторение.)
V. Физкультминутка
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
На четыре — руки вниз.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 96 (с. 66).
— Прочитайте задание.
— Как вы поняли, что нужно сделать? (Прочитать пословицы, объяснить их значение.)
— Прочитайте первую пословицу. Как ее понимаете? (Рассуждения детей.)
— Какие буквы пропущены в словах? (Буква Е.)
— Выполните письменное задание.
— Разделите на слоги слова любого предложения.
— Назовите слова, состоящие из одного слога (Да.)
— В каких словах два слога? три слога?
— В каком слове больше всего слогов? (Четыре слога в словах ученику, учителю, учения.)
Упр. 97(с. 66).
(Самостоятельная работа.)
— Прочитайте задание и текст.
— Ответьте на вопросы.
— Выполните письменное задание. Как будете его выполнять? (Посчитаем, сколько в слове гласных, столько же будет слогов.)
— Прочитайте односложные слова, двусложные, трехсложные, четырехсложные.
— Кто все выполнил правильно?
VII. Рефлексия
(На доске запись.)
Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.
— Спишите, разделите на слоги.
(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему повторили? (Деление слов на слоги.)
— Какие правила нужно помнить, чтобы правильно разделить слово на слоги? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Не бывает слогов без гласных.)
— Если в слоге один звук, он гласный или согласный?
— Кто может сказать, что хорошо умеет делить слова на слоги?
Домашнее задание
Выполнить упр. 98 (с. 67).