Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Работа над ошибками - Урок 10 - ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и исправлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами; применять правила правописания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Отгадайте загадки.
Белый черным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей.
Зелена коса развевается,
В ярком солнышке купается. (Береза.)
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет —
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с ... (малиной).
— Как вы думаете, почему именно эти слова повторяем в ходе словарной работы? (Они встретились в тексте диктанта.)
— Назовите непроверяемые безударные гласные в этих словах.
— Образуйте от слов береза и малина однокоренные прилагательные, запишите их с подходящими по смыслу существительными. (Березовый веник, малиновый кисель.)
— Выпишите из словаря названия растений, распределяя их в три группы: деревья, кустарники, травы.
(Проверка. Ученики читают слова по цепочке, называют непроверяемую гласную.)
2. Орфографическая минутка
(Выборочный диктант. Учитель читает текст, дети выписывают слова с предлогами.)
Весна идет по стране. В лесу и на полях стало тепло. Весело кричат грачи. Плывет лед. Вода вышла из берегов. Деревья стоят в воде. Заяц сидит на пеньке. Он промок и дрожит.
(Самопроверка. Один ученик выполняет задание на доске.)
— Допишите еще по два словосочетания на это правило. (Учитель может проверить работу у учащихся, не усвоивших это правило.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель сообщает общие результаты проверочной работы и диктанта.)
IV. Работа по теме урока
— Найдите в тексте диктанта слова с непроверяемыми безударными гласными. (Бегут, лесок, в тени, на траве, росы, ветвях, поют, детишки, на пенек, соловушка.)
— Как проверить безударный гласный в слове?
(Учитель читает стихотворение.)
Безударный — хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
— Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Допишите еще по два слова на это правило.
(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)
Карточка 1
Выпиши однокоренные слова парами: проверяемое — проверочное. Выдели корень. Вставь пропущенные буквы.
С..ний, д..брота, т..снота, л..чит, ч..стота, с..няк, т..сный, д..брый, ч..стый, п..тнистый, л..чение.
Образец: синий синяк.
Карточка 2
Прочитай. Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Корень выдели.
1) Поле, полочка, полевой, полюшко;
2) печурка, печь, печка, печать;
3) соринка, сорняк, сорвал, насорил;
4) вода, водичка, водянка, водить.
Карточка 3
Напиши ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность; имя существительное (предмет), имя прилагательное (признак), глагол (действие). Выдели в них корень. Вставь пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркни проверочное слово.
Т..снота, т..сный, т..снить.
Св..тлый, св..т, св..тает.
Р..бит, р..бь, р..бой.
H..чевать, н..чной, н..чь.
Н..зкий, н..зина, занизить.
Правдивый, пр..вда, опр..вдать.
Карточка 4
Прочитай. К каждому предложению составь и напиши подобное. В однокоренных словах выдели корень. Подчеркни орфограммы.
1. Под осиной растут подосиновики.
2. В лесу работает лесник.
3. Рыбак ловит рыбу.
4. Муравьи живут в муравейнике.
5. Туляк живет в Туле.
— Найдите в тексте диктанта слова с парными согласными в корне слова. (Бегут, берез, поют, пенек, в кузовок.)
— Как проверить парную согласную в корне слова?
Звук согласный проверяй:
Рядом гласный подставляй!
— Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Допишите еще по два слова на это правило.
(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)
Карточка 1
Составь и запиши предложение с данными словами.
Дети, на, заря..ку, пл..ща..ку, делали.
Надели, и, шу..ки, дети, ша..ки.
Карточка 2
Дополни предложения словами-антонимами.
Тополь высокий, а ш..повник ....
Р..ка широкая, а ручей ....
Камень т..желый, а пух ....
Карточка 3
Замени первое слово в каждом словосочетании словом противоположного значения.
Тяжелый груз, широкая доро..ка, частый лес, горькая яго..ка, высокая бере..ка.
— Найдите в тексте диктанта слова на правило “Правописание предлогов”. (В тени, на траве, в густых, на пенек, на все, по малину, в рот, в кузовок.)
— Как проверить, является ли предлогом данное слово? (Между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово.)
— Запишите слова, вставляя между словом и предлогом подходящее по смыслу слово.
(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)
Карточка 1
Запиши слова в два столбика. Выдели предлоги.
(3..)горой, (з..)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (н..)конверте, (н..)резать, (н..)листе, (н..)чертили.
Карточка 2
Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели предлоги.
(За)ревел медве..ь (со)сна,
И в густом л..су,
Вздрогнув, стукнула с..сна
Ш..шкою в л..су.
Карточка 3
Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Выдели предлоги.
Фрегат, (п..)явился, (н..)арене, (с,з)парусами.
(Н..)ночлег, (п..)летели, утки, (с..)свистом.
(С,з)бежали, дети, (с,з)вернули, и, (с,з)горы, (в,ф)поле.
Карточка 4
Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Выдели предлоги.
(Н..)писал, адрес, отец, (на)конверте.
(С,з)добычей, (с,з)делала, и, (в,ф)траве, (с,з)крылась, прыжок, кошка.
(В,ф)летел, (з..)пел, и, чиж, (в,ф)клетку.
Карточка 5
Спиши, раскрывая скобки. Выдели предлоги.
(По)бледному небу клоч..ями (по)висли м..хнатые облака. В..да (под)к..лесами (за)пенилась и (по)б..жала (через)омут. (Раз)в..рнулась душ..стая ч..шеч..ка ландыша. Ж..лтел и з..л..тился лист (в)л..су.
V. Физкультминутка
Мы с товарищем вдвоем
Шли на лыжах на подъем,
А потом с горы спускались,
Разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки,
Доезжали до реки,
Снова лезли на подъем,
Чтобы съехать вниз потом.
(Ходьба на месте и произвольные движения.)
VI. Закрепление изученного материала
(Дети по таблицам повторяют правила.)
VII. Рефлексия
(На доске запись.)
... п..лянке,... тр..пинке
(Про)биваются тр..винки.
... бугорка ручей б..ж..т,
А ... елкой сне.. л..жит.
— Прочитайте стихотворение. Спишите.
(Проверка. Ученики читают слова по цепочке, называют пропущенную орфограмму.)
VIII. Подведение итогов урока
— На какое правило вы больше всего допустили ошибок? Сделайте для себя вывод.
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Что не получилось?