Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое глагол - Урок 3 - ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: познакомить с частью речи — глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
— На какие две группы можно разделить все звуки русского языка? (Гласные и согласные.)
— Что является опасным местом для гласных? (Безударный слог.)
— Что является опасным местом для парных согласных? (Конец слова и место перед глухим согласным.)
— Из текста выпишите только слова с орфограммой “Парные согласные в корне слова”.
— Где растет морковь?
— На грядках.
— Буквы пишут где?
— В тетрадках.
— Чистим что мы?
— Чистим зубки.
— Одеваем в холод?
— Шубки.
— Любим все?
— Снежки, салазки.
— А читаем часто?
— Сказки.
— Прочитайте, какие слова выписали.
— Подберите проверочные слова, скажите, какую букву написали.
— Что общее у всех выписанных слов? (Это неодушевленные имена существительные.)
— Назовите глаголы с вопросами, на которые они отвечают. ((Что делает?) растет; (что делают?) пишут; (что делаем?) чистим, одеваем, любим, читаем.)
— Какое слово я загадала?
— Это существительное в единственном числе, словарное слово. (Морковь.)
— Это существительное во множественном числе, состоит из трех слогов, второй слог ударный. (Тетрадках, салазки.)
III. Работа по теме урока
— С какой частью речи мы познакомились? (С глаголом.)
— Что такое глагол? (Дети дают определение.)
Упр. 124 (с. 72).
— Прочитайте задание.
— Выполните его устно самостоятельно.
— Прочитайте, что у вас получилось.
— В каких сочетаниях слово играть употреблено в переносном значении? (Солнце играет лучами на речке. Мама играет в театре на сцене. И папа играет на медной трубе.)
— Прочитайте предложения, где слово играть употребляется в прямом значении.
— Составьте два предложения с глаголом играть в прямом значении.
— Прочитайте предложения. (Отвечают три-четыре человека, предложения анализируются.)
Упр. 125 (с. 72).
— Прочитайте задания. Выполните письменное задание. (Дети списывают стихотворение.)
— Выполните устное задание. (Составляют небольшой рассказ по четверостишию.)
— Найдите в четверостишие глаголы, назовите их с вопросом.
IV. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
И скорей за парту плюх.
V. Развитие речи
Упр. 127(с. 73).
— Какое время года на картине? (Ранняя весна.)
— Что говорит о том, что это только рождение весны? (Еще лежит снег, но он уже не белый, а серый, грязный. На реке растаял лед. Лужи от растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, появились проталины. Небо уже не зимнее — серое, тяжелое. В нем появляется голубой оттенок весны.)
— Какой звук слышите, когда смотрите на картину? (Журчание ручьев и гомон прилетевших грачей.)
— Запишите рассказ. Из каких частей он будет состоять? (Из начала, основной части и концовки.)
(Два-три учащихся зачитывают сочинения, учитель анализирует.)
VI. Рефлексия
— Какое задание было самым интересным?
— Что показалось трудным?
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Чему сегодня научились?
— Что узнали нового?
— Какое впечатление оставила картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”?
Домашнее задание
Выполнить упр. 126 (с. 73).