Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей - ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, умение наблюдать.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рассказ-описание по картине; работать с несколькими источниками информации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинаковое имя? Как их отличить? (По фамилии.)
Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рождении, так же как имя.
— Найдите это словарное слово на с. 55, спишите в тетрадь, выделите непроверяемую гласную.
— Представьте такую ситуацию: два человека являются тезками, имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? (По отчеству.)
(Учитель рассказывает о значении слова отчество.)
Слово отчество означает “имя по отцу”. Человек получает отчество от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерьми они являются.
— Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запишите это слово рядом с первым, выделите непроверяемую гласную.
2. Орфографическая минутка
— Запишите фамилии и имена ребят нашего класса: вариант I пишет имена и фамилии мальчиков; вариант II — имена девочек.
— Подчеркните орфограммы.
— Какую орфограмму выделили во всех словах?
III. Самоопределение к деятельности
— К какой группе имен существительных относятся все эти слова?
— Какие имена собственные вы записали: одушевленные или неодушевленные? Докажите.
— Определите тему урока по упражнениям из словарной и орфографической работы.
IV. Работа по теме урока
Упр. 92 (с. 54).
(Выполняется в соответствии с заданиями.)
Упр. 93 (с. 54).
(Коллективное обсуждение картины, работа по заданиям упражнения. Затем учащиеся готовят связный рассказ в течение 3—5 минут. Несколько ответов заслушиваются, анализируются.)
V. Физкультминутка
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку.
VI. Закрепление пройденного материала
Упр. 96 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
Упр. 94 (с. 55).
(Работа в парах. Две пары отвечают у доски. Класс оценивает их работу.)
VII. Рефлексия
— Составьте из данных слов полные имена двух писателей. Запишите в алфавитном порядке.
Александр, Чуковский, Сергеевич, Корней,-Пушкин, Иванович. (Фронтальная проверка, самооценка.)
VIII. Подведение итогов урока
— Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?
— К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Где допустили ошибки?
Домашнее задание
1. Выполнить упр. 95 (с. 55).
2. Узнать происхождение своей фамилии, пользуясь специальными справочниками или сайтами Интернета.