Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое части речи - Урок 2 - ЧАСТИ РЕЧИ
Цель: формировать умение распознавать самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать слова — названия предметов, слова — названия признаков, слова — названия действий; использовать специальную терминологию при их определении.
Оборудование: фотография зимородка.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Дни стали ненастные, ночи х..лодеют. На ог..родах нач..ли убирать ов..щи. Сначала убрали ..гурцы-голыши. Потом лу(к,г) в бумажных рубашках. Потом сняли ябл..ки-матрешки. Убрали репу, м..рковку, свеклу... Одна к..пуста осталась. Она х..лода не боится.
— Прочитайте предложения, записанные на доске. Можно ли назвать их текстом?
— Как можно озаглавить текст?
— Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Выполняется устно.)
2. Словарная работа
— Выпишите из текста, что убирали на огородах.
— К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
— Какое слово лишнее? Почему? (Яблоки, так как относится к фруктам.)
— Как назвать одним словом остальные слова — названия предметов? (Овощи.)
— Напишите это словарное слово, подчеркните непроверяемую гласную.
III. Самоопределение к деятельности
— Назовите в тексте имена прилагательные. Докажите.
— Найдите в тексте глаголы. Докажите.
— Какие части речи мы будем распознавать на уроке?
IV. Работа по теме урока
Упр. 72 (с. 43).
(Коллективное выполнение устного задания. Письмо по памяти — самостоятельно, затем проводится проверка в парах по тексту учебника.)
Упр. 73 (с. 43).
(Коллективное выполнение. Учитель показывает фотографию зимородка. Учащиеся читают описание из текста упражнения, озаглавливают текст, списывают описание птицы.)
V. Физкультминутка
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
VI. Закрепление изученного материала
Карточка
— Прочитай слова.
Сказал, белый, девочка, железный, завод, ракета, запевать, хлопушка, далекая, пересолить, грибное, дочитает, работа, гладит, беседа, стрелять, слово, медовый, глоток, письмо, торговый, записал.
Уровень А. Поставь к словам вопросы. Вспомни как называется часть речи, отвечающая на вопросы:
1) Кто? Что? — ...
2) Какой? Какая? Какое? Какие? — ...
3) Что делает? Что сделает? — ...
Уровень Б. Определи, какие это части речи.
Уровень В. Распредели слова в три группы. Каждую группу запиши в отдельный столбик. Придумай в каждую группу по три слова.
VII. Рефлексия
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Что не получилось?
— Где допустили ошибки?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие части речи мы распознавали на уроке?
Домашнее задание
Придумать для соседа по три имени существительных, имени прилагательных, глагола для проверки знаний о частях речи.