Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Обобщение изученного материала - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Цели: проверить умения правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный разбор слова: развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить произношение и написание слов; проводить звуко-буквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Какие орфограммы мы повторяли при подготовке к диктанту и проверочной работе?
— Сегодня на уроке мы обобщим, систематизируем и дополним наши знания.
III. Работа по теме урока
Инструкция к работе
1. Возьми закладку и закрой ею первый столбик таблицы.
2. Выполни задание.
3. Передвинь закладку вниз до следующей горизонтальной линии, проверь, правильно ли выполнено задание (ответы даны в первом столбике).
4. Если допущена ошибка, вернись к заданию, перечитай его и исправь ошибку.
5. При проверке ответов будь внимателен, не оставляй неисправленных ошибок.
Обозначение мягкости согласных. Разделительный мягкий знак
И, Е, Ё, Ю, Я |
Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными... |
Мягким знаком |
Если согласный звук произносится мягко и после него нет гласных, обозначающих мягкость, то его мягкость в этом случае обозначается... |
Гость, зверь, дверь, медведь, мать |
Запиши слова в единственном числе: гости — ..., звери — ..., двери — медведи — ..., матери — .... |
Пальба, борьба, мольба, ходьба, молотьба |
Образуй от данных слов существительные с мягким знаком в середине слова: палить — ..., бороться — ..., молить — ..., ходить — ..., молоть — ... . |
Хлыстик, наростик, бортик |
Мягкий знак после мягких согласных пишется не всегда. Образуй отданных слов существительные с уменьшительно-ласкательным значением: хлыст — ..., нарост — ..., борт — .... |
-НЧ- -ЧН- -ЧК- -ЩН- |
В буквосочетаниях согласных Ч, Щ с другими согласными (НЧ, ЧН, ЧК, ЩН, РЩ) мягкий знак не пишется. Подчеркни буквосочетания, в которых не пишется мягкий знак: кулончик, баллончик, фургончик; прочный, замочная, вечность; корочка, девочка, бабочка; немощный, хищник; банщик, борщ, блочный, досочка |
Банька, спорщик, свечка, просьба |
Запиши слова, вставляя, где нужно, мягкий знак. Где он не нужен, соедини буквы: бан..ка (русская), спор..щик, свеч..ка, прос..ба |
Стекольщик, кольчатый |
Мягкость звука [Л’] перед другими согласными всегда обозначается мягким знаком. Вставь пропущенные буквы: стекол..щик, кол..чатый (червь) |
Уборщица, болельщик, скоротечный, ночка, угольщик, пальто, спорщик, печник, хлястик, женщина, вместе |
Напиши слова, вставляя, где нужно, мягкий знак: убор..щица, болел..щик, скоротеч..ный, ноч..ка, угол..щик, пал..то, спор..щик, печ..ник, хляс..тик, жен..щина, вмес..те |
Листья, друзья, вьют, пьют, волчьи, соловьи, шью, лью, перья, заячьи |
Если после мягкого согласного звука слышится сочетание звуков [Й’А], [Й’О], [Й’Э], [Й’И], [Л’У], то после согласного звука перед гласными Е, Ё, Я, И, Ю пишется разделительный мягкий знак. Вставь, где нужно, разделительный мягкий знак: листя, друзя, вют, пют, волчи, солови, шю, лю, перя, заячи |
IV. Рефлексия
(Взаимопроверка. Обмен тетрадями, проверка работ по образцу на доске. Учащиеся исправляют ошибки карандашом, затем оценивают себя с помощью “светофора”.)
V. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы отрабатывали на уроке?
— Интересно вам было выполнять такое задание?
— Что не получилось?
— Где допустили ошибки?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Придумать диктант для соседа: по пять слов на каждую орфограмму.