Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Буквосочетания с шипящими звуками - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; повторить сведения о непарных мягких шипящих звуках [ч’], [щ’], о правописании буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч; формировать умения различать непарные мягкие шипящие звуки [ч’], [щ’], находить в словах указанные буквосочетания, правильно писать их в словах, преобразовывать звуковые модели слов в буквенные; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Знакомство с частью 2 учебника “Русский язык” (2 класс). Работа со шмуцтитулом, чтение названия раздела “Звуки и буквы”, целевых установок изучения раздела “Узнаем, научимся грамотно писать” (учебник, с. 3). Выяснение: “Что мы узнаем и чему будем учиться, изучая звуки и буквы во второй части учебника “Русский язык”?”
3. Воспроизведение знаний о согласных звуках и буквах в ходе беседы: “По каким признакам вы отличаете согласные звуки от гласных? Приведите примеры парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Произнесите непарные твёрдые (мягкие) согласные звуки. Какие согласные звуки называют шипящими?”
4. Чтение темы урока “Правописание буквосочетаний с шипящими звуками” в учебнике, определение познавательной задачи урока: “Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч” (учебник, с. 4). Обсуждение целей урока (учиться правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч).
5. Чтение пословиц, определение их смысла (учебник, упр. 1, с. 4). Произнесение непарных мягких шипящих звуков [ч’], [щ’], называние букв, обозначающих данные звуки, распознавание в словах буквосочетаний чк, щн (учебник, упр. 1, с. 4). Выполнение письменных заданий.
Обобщение: “Что нужно помнить о написании буквосочетаний чк, щн?”
6. Наблюдение за правописанием слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн (учебник, упр. 2, с. 4). Повторение: “Почему в данных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных [ч’], [щ’]?” Выполнение письменных заданий.
7. Наблюдение за правописанием слов с буквосочетанием нч (учебник, упр. 3, с. 5). Обобщение: “Почему надо запомнить написание буквосочетания нч?”
8. Чтение правила об орфограммах — буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, нч (учебник, с. 5). Анализ правила: “О каких буквосочетаниях идёт речь в правиле? Почему они названы орфограммами? Что надо помнить о написании данных буквосочетаний?”
9. Упражнение в нахождении и правописании слов с буквосочетанием чк (учебник, упр. 4, с. 5). Работа над изобразительно-выразительными средствами стихотворения. Выполнение заданий “Рабочей тетради” (упр. 1, 2, с. 3).
10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чему вы учились на уроке? Почему надо запомнить написание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч?”
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 3, с. 4).
1 На данном этапе обучения используется учебник “Русский язык” (2 класс), часть 2 авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и пособие “Русский язык. Рабочая тетрадь” (2 класс), часть 2 автора В. П. Канакиной.