Однокоренные слова. Корень слова - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Однокоренные слова. Корень слова - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; формировать умения находить однокоренные слова в тексте и среди других слов, выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, работать с Памяткой 4 “Как найти корень слова”, подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Чтение составленных пар однокоренных слов, выделение в них корня. Обсуждение: “Как написали корень в однокоренных словах?”

2. Постановка задачи урока: “Обобщение знаний об однокоренных словах и корне слова, определение целей урока”.

3. Беседа на тему урока: “Чем интересна тема “Однокоренные слова”? Расскажите, что вы узнали, изучая данную тему. Чему научились? Что хотели бы ещё узнать?”

4. Выразительное чтение стихотворных строк Е. Серовой “Ежовы рукавицы” (“Рабочая тетрадь”, упр. 52, с. 26). Выполнение заданий (значение выражения держать в ежовых рукавицах — держать кого-либо в большой строгости).

5. Обсуждение ответов на вопросы: “Как найти в словах корень? Что для этого нужно сделать?” Работа с Памяткой 4 “Как найти корень слова” (учебник, с. 132): определение алгоритма нахождения корня в словах. Упражнение в нахождении корня с опорой на алгоритм (учебник, упр. 92, с. 64).

6. Работа над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Творческий предупредительный диктант: учитель называет слово, дети подбирают к нему такое однокоренное слово, от которого образовалось услышанное слово; объясняют написание и записывают это слово. Слова для диктанта: подберёзовик (берёза), рисовать (рисунок), ветерок (ветер), сахарница (сахар), тетрадка (тетрадь), медведица (медведь). Ответ на вопрос: “Как пишется корень в однокоренных словах?”

7. Самостоятельное выполнение заданий “Рабочей тетради” с обоснованием правильности их выполнения (упр. 53, с. 26).

8. Упражнение в различении однокоренных и внешне сходных с ними слов (учитель называет пары слов, а дети обосновывают, какие пары слов следует считать однокоренными и почему). Выполнение заданий (учебник, упр. 93, с. 64).

9. Упражнение в классификации слов по группам: синонимы, антонимы, однокоренные слова (учебник, упр. 94, с. 64).

10. Выполнение заданий учебника (рубрика “Проверь себя”, задания 7, 8, с. 76). Оценка своих знаний и умений.

Вариант дополнительного материала. Предупредительно-комментированный диктант.

В лесу своя жизнь. У норы лисы играют лисята. Белка учит бельчат прыгать. За лосихой бродит лосёнок.

Разбор последнего предложения: определение главных членов предложения, постановка вопроса к второстепенному члену (бродит за кем? за лосихой).

Самостоятельная работа: 1) найти и подчеркнуть в предложениях однокоренные слова и выделить в них корень; 2) выписать слово играет и подобрать к нему однокоренное слово, записать его.

11. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: “Чему вы учились на уроке?”

Домашнее задание

Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 54, с. 26).






Для любых предложений по сайту: [email protected]