Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; уточнить представления учащихся о местоимении как части речи, о роли местоимений в речи, познакомить с этимологией названия местоимения; формировать умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении, заменять имена существительные местоимениями, определять, каким членом предложения являются местоимения; развивать речь в ходе составления из предложений текста; развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворения с подобранным по смыслу местоимением, определение главной мысли стихотворения (“Рабочая тетрадь”, упр. 109, с. 50). Обсуждение: “С какой целью мы используем в речи местоимение я (ты, мы, вы, он, она, они)?”
2. Комментированный словарный диктант: осина, жёлтый, дежурить, она, золотой, картина, Россия, Москва, работать, метро, они. Ответы на вопросы: “В какие группы можно распределить записанные слова? По каким признакам вы определили местоимения?”
3. Определение задач урока с опорой на схему: продолжить знакомство с ... (местоимением); учиться находить и подбирать ... (местоимения).
4. Упражнение в замене имён существительных подходящими по смыслу местоимениями (учебник, упр. 174, с. 102; “Рабочая тетрадь”, упр. 108, с. 50). Работа со словарным словом платок. Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 102) и знакомство с происхождением названия части речи — местоимения.
5. Подбор к глаголам подходящих по смыслу местоимений (учебник, упр. 175, с. 102). Определение: “Какие получились предложения?” (Нераспространённые.) Ответ на вопрос: “Что означает выражение нераспространённое предложение?” Подчёркивание главных членов предложения. Ответ на вопрос: “Каким членом предложения является местоимение в каждом предложении?” Постановка вопроса от местоимения к глаголу. Учитель обращает внимание на написание мягкого знака (ь) в глаголе играешь: он не обозначает мягкость предшествующего согласного. Об этом дети узнают в 4 классе.
6. Упражнение в распознавании местоимений среди других слов (учебник, упр. 176, с. 103; “Рабочая тетрадь”, упр. 107, с. 50).
7. Составление текста из деформированных предложений (учебник, упр. 177, с. 103). Выполнение устных заданий, запись заголовка и текста. Чтение сведений о словах, которыми можно заменить повторяющиеся имена существительные в рядом стоящих предложениях (учебник, с. 103). “Орфографическая минутка”: подчёркивание орфограмм на изученные правила в словах составленного текста.
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что нового узнали о местоимении? С какой целью вы используете в речи местоимения? Почему эта часть речи получила такое название? Каким членом предложения может быть местоимение?”
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 106, с. 49).