Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
ЦЕЛИ УРОКА: уточнить представление о шипящих звуках и их обозначении буквами, о написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся вспомнят правила написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Презентация учащимися словариков собственных рифм и поэтических строк.
2. Актуализация знаний
— Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю. Обоснуйте свой выбор.
Ж Ч Ш Щ
Что вы можете сказать об оставшихся буквах?
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 10.
— Сформулируйте тему нашего урока. («Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».)
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Буквосочетания жи- ши, ча-ща, чу-щу.)
4. Работа по теме урока
Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 11). Воспроизведение знаний по прочитанной теме, произнесение шипящих звуков в буквосочетаниях и обоснование, почему их называют шипящими.
Работа в парах. Кто больше подберёт слов, в которых встречаются буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Работа с учебником. С. 10, упр. 11 — письменное выполнение задания.
Словарная работа. Работа со словарным словом товарищ (значение, написание). Звукобуквенный разбор этого слова.
Работа с учебником. С. 10, упр. 12 — устное выполнение задания. С. 10, упр. 13 — письменное выполнение задания.
Выполнение заданий в рабочей тетради на с. 8, упр. 12. Составление и запись слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
— Почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных букв надо запомнить?
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по индивидуальным карточкам.
Карточка 1
Вставь пропущенные орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу.
В ж..вом уголке ж..ли еж., и уж....
У Маш.. и Миш.. в чулане ж..ли мыш...
У Ильич.. удач.., есть маш..на и дач...
У грач.. грач..та пищ..т.
У врач.. свеч., горяч...
Карточка 2
Замени выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой жи-ши, ча-ща, чу-щу.
ароматный чай — д____________________чай
толстый кот — ж____________________ кот
мохнатые ели — п____________________ ели
огромные лужи — б____________________ лужи
прекрасный малыш — заме___ый малыш
Карточка 3
Замени слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.
свои — ч____________________
провожает — в____________________
редко — ч____________________
постная (пища) — ж____________________
говорить — м____________________
чистый — ч_м____________________
болтун — м____________________
радость — пе____________________
6. Самостоятельная работа
Выполнение задания в рабочей тетради на с. 7, упр. 10. Составление и запись слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 11 на с. 7.
8. Подведение итогов урока
— Написание каких орфограмм повторяли?
Приведите свои примеры слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Стихи читают заранее подготовленные дети.
Жи да ши, жи да ши
С буквой и всегда пиши:
Мыши, ёжики, ужи,
Лужи, крыши и моржи.
Ча и ща, ча и ща,
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча —
С буквой а и ча, и ща.
Сочетания чу и щу
Пишем только с буквой у.
Чудо, щука, ухвачу
И кричу, лечу, хочу.