Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Текст. Главная мысль текста
ЦЕЛИ УРОКА: учить определять тему и главную мысль текста, находить в тексте предложение, в котором заключена главная мысль текста, соотносить заголовок и текст, определять, что отражено в заголовке: тема или главная мысль текста.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся научатся определять тему и главную мысль текста, находить в тексте предложение, в котором заключена главная мысль текста, соотносить заголовок и текст.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Задание из рабочей тетради, с. 7, упр. 10.
— Прочитайте предложения, которые вы выписали.
Расскажите продолжение сказки.
2. Актуализация знаний
Работа в группах.
Игра «Живые слова».
Условия игры: учитель раздаёт каждой группе набор слов на карточках. Учащиеся должны составить предложения из этих слов и выстроиться у доски по порядку, согласно порядку слов в предложении.
Цель игры: восстановить деформированные предложения, определить тему текста.
1 группа
Слова для составления первого предложения: дома, около, сад, дедушки, фрукты.
2 группа
Слова для составления второго предложения: деревья, в, растут, какие, саду.
3 группа
Слова для составления третьего предложения: сливы, рядом, яблони, и, растут.
4 группа
Слова для составления четвёртого предложения: ароматная, здесь, крупная, и, малина.
— Выскажите своё мнение, можно ли назвать текстом эти предложения? Обоснуйте свой ответ.
Кто понял, о чём шла речь в тексте?
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 17.
— Сформулируйте тему нашего урока. («Текст»).
Определите учебно-познавательную задачу (Что такое тема и главная мысль текста?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 17, упр. 13.
— Прочитайте отрывок из рассказа К. Ушинского.
Что вы прочитали: текст или набор предложений?
Ответьте на вопросы упражнения.
Предложите свой вариант заголовка текста.
Что сделал ястреб? Запишите ответ. (Ястреб схватил крикуна и унёс к себе на ужин.)
Запись ответа на вопрос сопровождается комментированием.
Работа по учебнику. С. 18.
— Прочитайте рубрику «Сведения о языке».
Как определить тему текста? (Определить тему текста — это значит ответить на вопрос: о ком или о чем говорится в тексте?)
Как определить главную мысль текста? (Определить главную мысль — это значит ответить на вопрос: о чём самом главном хотел сказать автор?)
Работа по учебнику. С. 18, упр. 15.
Выполнение упражнения под руководством учителя.
Зрительно-комментированный словарный диктант.
На доске записаны слова: русский язык, ребята, учительница, здравствуйте, класс, сентябрь.
Учитель читает лексическое значение слова. Учащиеся находят слово и записывают его в тетрадь с комментированием.
Класс. Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу.
Учительница. Женщина, которая занимается преподаванием какого- либо предмета в школе.
Ребята. Девочки и мальчики в раннем возрасте.
Здравствуйте. Слово-приветствие.
Русский язык. Предмет, изучаемый в школе.
— Какое слово осталось в списке? (Сентябрь.)
Объясните значение этого слова.
Что надо помнить при составлении рассказа?
Составьте устный рассказ из данных слов.
Учащиеся составляют устный рассказ со словами: русский язык, ребята, учительница, здравствуйте, класс, сентябрь.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Выполнение в рабочей тетради упр. 16 на с. 7.
— Прочитайте текст.
Определите тему и главную мысль текста.
Постарайтесь доказать, что заголовок отражает главную мысль.
Спишите предложение, в котором говорится о том, как муравей укрылся от дождя.
6. Самостоятельная работа
Выполнение в рабочей тетради упр. 9 на с. 6.
— Впишите в предложения пропущенные слова.
7. Домашнее задание
Выполнить по учебнику упр. 14 на с. 18. Выучить правописание словарного слова сентябрь.
8. Подведение итогов урока
— Что значит тема текста?
Что значит главная мысль текста?