Текст. Главная мысль текста

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Текст. Главная мысль текста

ЦЕЛИ УРОКА: учить определять тему и главную мысль текста, находить в тексте предложение, в котором заключена главная мысль текста, соотносить заголовок и текст, определять, что отражено в заголовке: тема или главная мысль текста.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся научатся определять тему и главную мысль текста, находить в тексте предложение, в котором заключена главная мысль текста, соотносить заголовок и текст.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Задание из рабочей тетради, с. 7, упр. 10.

— Прочитайте предложения, которые вы выписали.

Расскажите продолжение сказки.


2. Актуализация знаний

Работа в группах.

Игра «Живые слова».

Условия игры: учитель раздаёт каждой группе набор слов на карточках. Учащиеся должны составить предложения из этих слов и выстроиться у доски по порядку, согласно порядку слов в предложении.

Цель игры: восстановить деформированные предложения, определить тему текста.

1 группа

Слова для составления первого предложения: дома, около, сад, дедушки, фрукты.

2 группа

Слова для составления второго предложения: деревья, в, растут, какие, саду.

3 группа

Слова для составления третьего предложения: сливы, рядом, яблони, и, растут.

4 группа

Слова для составления четвёртого предложения: ароматная, здесь, крупная, и, малина.

— Выскажите своё мнение, можно ли назвать текстом эти предложения? Обоснуйте свой ответ.

Кто понял, о чём шла речь в тексте?


3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 17.

— Сформулируйте тему нашего урока. («Текст»).

Определите учебно-познавательную задачу (Что такое тема и главная мысль текста?)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 17, упр. 13.

— Прочитайте отрывок из рассказа К. Ушинского.

Что вы прочитали: текст или набор предложений?

Ответьте на вопросы упражнения.

Предложите свой вариант заголовка текста.

Что сделал ястреб? Запишите ответ. (Ястреб схватил крикуна и унёс к себе на ужин.)

Запись ответа на вопрос сопровождается комментированием.

Работа по учебнику. С. 18.

— Прочитайте рубрику «Сведения о языке».

Как определить тему текста? (Определить тему текста — это значит ответить на вопрос: о ком или о чем говорится в тексте?)

Как определить главную мысль текста? (Определить главную мысль — это значит ответить на вопрос: о чём самом главном хотел сказать автор?)

Работа по учебнику. С. 18, упр. 15.

Выполнение упражнения под руководством учителя.

Зрительно-комментированный словарный диктант.

На доске записаны слова: русский язык, ребята, учительница, здравствуйте, класс, сентябрь.

Учитель читает лексическое значение слова. Учащиеся находят слово и записывают его в тетрадь с комментированием.

Класс. Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу.

Учительница. Женщина, которая занимается преподаванием какого- либо предмета в школе.

Ребята. Девочки и мальчики в раннем возрасте.

Здравствуйте. Слово-приветствие.

Русский язык. Предмет, изучаемый в школе.

— Какое слово осталось в списке? (Сентябрь.)

Объясните значение этого слова.

Что надо помнить при составлении рассказа?

Составьте устный рассказ из данных слов.

Учащиеся составляют устный рассказ со словами: русский язык, ребята, учительница, здравствуйте, класс, сентябрь.


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Выполнение в рабочей тетради упр. 16 на с. 7.

— Прочитайте текст.

Определите тему и главную мысль текста.

Постарайтесь доказать, что заголовок отражает главную мысль.

Спишите предложение, в котором говорится о том, как муравей укрылся от дождя.


6. Самостоятельная работа

Выполнение в рабочей тетради упр. 9 на с. 6.

— Впишите в предложения пропущенные слова.


7. Домашнее задание

Выполнить по учебнику упр. 14 на с. 18. Выучить правописание словарного слова сентябрь.


8. Подведение итогов урока

— Что значит тема текста?

Что значит главная мысль текста?






Для любых предложений по сайту: [email protected]