Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Слово и его значение. Прямое и переносное значения слов
ЦЕЛИ УРОКА: формировать представление о многозначных словах, употребленных в прямом и переносном значениях, учить находить такие слова в предложениях, показать роль слов в переносном значении в поэтической речи.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся получат первоначальные представления об употреблении слов в прямом и переносном значениях, научатся находить в предложении слова в прямом и переносном значении.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 18, упр. 35.
— Какие многозначные слова иллюстрируют рисунки?
Какие рисунки вы дорисовали? Какие многозначные слова иллюстрируют ваши рисунки? Прочитайте предложение, которое вы записали.
2. Актуализация знаний
— Послушайте стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой». (Текст читает учитель или заранее подготовленный ученик.)
«Мне не хватает теплоты», —
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты
И в летние денЁчки?»
«Ты не поймешь, ещЁ мала», —
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!» —
И тащит одеяло.
— Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?
Какое значение в этом тексте имеет слово теплота?
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 49.
— Тема нашего урока: «Слово и его значение».
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое прямое и переносное значение многозначных слов.)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 49, упр. 62. Чтение рубрики «Обрати внимание!».
Ознакомление с прямым и переносным значениями слова.
Работа по учебнику. С. 50, упр. 63.
Работа с таблицей. Запись составленного предложения с любым сочетанием слов.
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 19, упр. 36.
Объяснение значения каждого словосочетания. Составление предложений с любым словосочетанием. Запись предложения.
Работа по учебнику. С. 51, упр. 64.
Объяснение значения выделенных слов, которые писатели употребляют в прямом и переносном значении. Запись одного предложения по выбору. Работа в группах.
Задание 1
— Наш язык богат и могуч. В русской речи используются выражения, в которых слова употребляются в переносном значении. Такие выражения называются фразеологическими оборотами. Предлагаю выбрать и записать из группы фразеологических оборотов те, которые помогут охарактеризовать человека с положительной стороны.
— Составьте предложения с этими фразеологическими оборотами. Учитель раздаёт конверты с заданиями:
1 группа — говорить в глаза, хоть глаз выколи.
2 группа — золотые руки, рукой подать.
3 группа — падать с ног, идти в ногу.
4 группа — держать ухо востро, развесить уши.
Задание 2
— Замените в словосочетании выделенное слово, чтобы другое слово оказалось в прямом значении.
Учитель раздаёт конверты с заданиями:
1 группа — ослиное упрямство.
2 группа — волчий аппетит.
3 группа — острое слово.
4 группа — золотая пора.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Письмо по памяти после работы над предупреждением ошибок.
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
6. Самостоятельная работа
Работа по учебнику. С. 50, упр. 63.
— Записать предложения, в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 37 на с. 19.
8. Подведение итогов урока
— Постарайтесь объяснить, что значат слова в прямом и в переносном значениях.
Для чего в речи используют слова в переносном значении?
Послушайте отрывок из стихотворения Роберта Рождественского. Определите многозначное слово. Объясните, в каких значениях употреблено это слово.
Говорится,
Словно поётся
С интонацией вихревой:
Бьётся армия.
Сердце бьётся,
Бьётся знамя над головой!