Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Слово и его значение. Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов
ЦЕЛИ УРОКА: дать представление о том, что слово — общее название многих однородных предметов, которые это слово обозначает; развивать умение различать слова разных тематических групп, подбирать к ним обобщающие слова, учить списывать и проверять написанное.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся научатся классифицировать предметы по тематическим группам по однородным признакам.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Задание в рабочей тетради на с. 15, упр. 29.
— Что вы представили, читая слова? Одинаковые ли рисунки у вас получились?
Прочитайте предложение, которое вы составили.
2. Актуализация знаний
На доске:
С..бака, в..рона, ст..кан, с..нтябрь, т..релка, сн..гирь, м..дведь, д..кабрь.
— Распределите слова на группы. Запишите слова в соответствующие группы.
Вариант 1. Посуда. Звери.
Вариант 2. Месяцы. Птицы.
Способ проверки: фронтальный опрос.
Способ проверки правильности написания товарных слов — по словарю.
3. Целеполагание
— Тема нашего урока: «Слово и его значение». Учебно-познавательная задача урока — «Что такое лексическое значение слова?»
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 45, упр. 53.
— Прочитайте. Постарайтесь определить, составляют ли предложения текст. Почему?
Определите тему текста. Подберите заголовок.
Выполнение заданий. Демонстрация иллюстраций с изображением растущей на болоте клюквы.
Способ проверки: взаимопроверка.
Работа по учебнику.
Учебник. С. 46, упр. 55 — устное выполнение заданий упражнения. Учебник. С. 46, упр. 56 — письменное выполнение заданий упражнения. Устно дополнить каждую группу слов словами-названиями насекомых, птиц, рыб, зверей. Объяснить, за что носорог и медведь получили свои названия.
— В каждом ряду найдите «лишнее» понятие и подчеркните его. Рядом запишите обобщённое название этих предметов:
1. Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён — ...
2. Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша — ...
3. Дождь, снег, град, гололёд — ...
4. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол — ...
Работа по учебнику. С. 46-47, упр. 57 — выполнение заданий упражнения.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по карточкам.
Карточка 1
Напиши слова в алфавитном порядке. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, которые можно отнести к одной группе.
П..суда, п..льто, п..нал, т..драдь, т..пор, к..р..ндаш.
Карточка 2
Спиши слова, вставляя пропущенные парные согласные.
Подчеркни слова, которые можно отнести к одной группе.
Медве..ь, шар.., барсу.., ле.., поез...
6. Самостоятельная работа
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 16, упр. 30.
— Распределите слова на три группы в зависимости от их значения. Подберите общее название к каждой группе.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 31 на с. 16.
8. Подведение итогов урока
— Выскажите своё мнение, для чего надо знать лексическое значение слов, которые мы употребляем в речи.