Слово и его значение. Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Слово и его значение. Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов

ЦЕЛИ УРОКА: дать представление о том, что слово — общее название многих однородных предметов, которые это слово обозначает; развивать умение различать слова разных тематических групп, подбирать к ним обобщающие слова, учить списывать и проверять написанное.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся научатся классифицировать предметы по тематическим группам по однородным признакам.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Задание в рабочей тетради на с. 15, упр. 29.

— Что вы представили, читая слова? Одинаковые ли рисунки у вас получились?

Прочитайте предложение, которое вы составили.


2. Актуализация знаний

На доске:

С..бака, в..рона, ст..кан, с..нтябрь, т..релка, сн..гирь, м..дведь, д..кабрь.

— Распределите слова на группы. Запишите слова в соответствующие группы.

Вариант 1. Посуда. Звери.

Вариант 2. Месяцы. Птицы.

Способ проверки: фронтальный опрос.

Способ проверки правильности написания товарных слов — по словарю.


3. Целеполагание

— Тема нашего урока: «Слово и его значение». Учебно-познавательная задача урока — «Что такое лексическое значение слова?»


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 45, упр. 53.

— Прочитайте. Постарайтесь определить, составляют ли предложения текст. Почему?

Определите тему текста. Подберите заголовок.

Выполнение заданий. Демонстрация иллюстраций с изображением растущей на болоте клюквы.

Способ проверки: взаимопроверка.

Работа по учебнику.

Учебник. С. 46, упр. 55 — устное выполнение заданий упражнения. Учебник. С. 46, упр. 56 — письменное выполнение заданий упражнения. Устно дополнить каждую группу слов словами-названиями насекомых, птиц, рыб, зверей. Объяснить, за что носорог и медведь получили свои названия.

— В каждом ряду найдите «лишнее» понятие и подчеркните его. Рядом запишите обобщённое название этих предметов:

1. Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён — ...

2. Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша — ...

3. Дождь, снег, град, гололёд — ...

4. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол — ...

Работа по учебнику. С. 46-47, упр. 57 — выполнение заданий упражнения.


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по карточкам.

Карточка 1

Напиши слова в алфавитном порядке. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, которые можно отнести к одной группе.

П..суда, п..льто, п..нал, т..драдь, т..пор, к..р..ндаш.

Карточка 2

Спиши слова, вставляя пропущенные парные согласные.

Подчеркни слова, которые можно отнести к одной группе.

Медве..ь, шар.., барсу.., ле.., поез...


6. Самостоятельная работа

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 16, упр. 30.

— Распределите слова на три группы в зависимости от их значения. Подберите общее название к каждой группе.


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 31 на с. 16.


8. Подведение итогов урока

— Выскажите своё мнение, для чего надо знать лексическое значение слов, которые мы употребляем в речи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]