Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Собственные и нарицательные имена существительные
ЦЕЛИ УРОКА: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать умение писать имена собственные (имена, отчества, фамилии) с большой буквы.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся получат представления об именах существительных собственных и нарицательных.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
— К каким именам существительным вы задали вопрос кто?, а к каким — что?
2. Актуализация знаний
Орфографическая минутка.
Запись слов под диктовку.
Девочка, берёзка, мальчик, Илья, Анна, класс, земляника, рисунок, заяц. Объяснение написания слов, доказательство, что все слова — это имена существительные.
— Какие из слов являются одушевлёнными именами существительными?
Почему одни имена существительные написаны с большой буквы, а другие — с маленькой?
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 51.
— Определите тему нашего урока. (Имя существительное.)
Прочитайте учебно-познавательную задачу урока. (Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 51, упр. 87.
— Какие имена существительные относятся к именам собственным и как они пишутся? Выполнение заданий к упражнению.
Чтение рубрик «Вспомните!», «Сведения о языке» (учебник, с. 52), «Сведения о языке» (учебник, с. 53).
Работа по учебнику. С. 52, упр. 88. Устное выполнение заданий к упражнению.
Работа по учебнику. С. 52, упр. 89. Сопоставление собственных и несобственных (нарицательных) имён существительных. Письменное выполнение заданий к упражнению.
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 27, упр. 57 — с комментированием.
Работа по учебнику. С. 53, упр. 90. Сопоставление собственных и несобственных (нарицательных) имён существительных. Письменное выполнение заданий к упражнению.
Игра «Самый внимательный».
Обратная связь при помощи сигнальных карточек.
— Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите зелёный светофор, если нет — красный.
Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.
Названия животных пишутся с большой буквы.
Клички животных пишутся с маленькой буквы.
Географические названия пишутся с большой буквы.
Я называю имена собственные: Дима, котёнок, дядя, Аня, собака, Тихорецк, река.
Расскажите, как нужно писать имена собственные.
Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 53).
Стихотворение читают заранее подготовленные дети.
Имена: Андрей, Иван,
Саша, Коля и Степан,
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.
Все фамилии: Петров,
Николаев, Снегирёв.
Клички: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.
Города: Москва, Казань,
Тула, Краснодар, Рязань,
Вашингтон, Париж, Ханой –
Пишутся с буквы большой.
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 28, упр. 59. Разгадывание ребусов, запись имён. Определение: какие имена существительные являются собственными и почему? Выполнение заданий. Обращение внимания на то, что в устной речи следует уважительно называть своих родных и знакомых, в обращении к детям чаще пользоваться ласковыми формами имён.
Работа по индивидуальным карточкам.
Задание. Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Задание 1. Вставить пропущенные буквы. Записать проверочное слово. Выделить корень в однокоренных словах.
р..га — ______________
т..жёлый — ______________
эт..жи — ______________
пч..ла — ______________
Задание 2. Списать текст, раскрывая скобки.
К Ване пришёл поиграть дру(г,к) Оле(г,к). У Олега тан(г,к). После игры мальчики пошли есть пиро(г,к) и пить со(г,к).
6. Самостоятельная работа
Выполнить в рабочей тетради упр. 58 на с. 27.
Способ проверки: взаимопроверка.
7. Домашнее задание
Выполнить по учебнику упр. 91 на с. 53.
8. Подведение итогов урока
— Какие имена существительные мы будем называть собственными, а какие — нарицательными (несобственными)?