Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Буквы Бб, Зз. Повторение (с. 10-11) - 10-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Упражняться в написании строчных и заглавных букв Бб, Зз; словесно описывать последовательность написания элементов букв, соединение их в словах;
б) писать слова с изученными буквами, составлять предложения;
в) различать звонкие и глухие согласные [б — п], [з — с]; находить парные согласные звуки в словах и писать их;
г) знать правила использования большой буквы в именах собственных, а также в начале предложения;
д) расширять словарный запас, обогащать его прилагательными и словами-антонимами (без термина); работать со словом, его значением: подбирать тематические группы слов (школа: звонок, азбука...);
е) составлять и записывать предложения;
ж) развивать устную и письменную речь: устно составлять рассказ по картине, писать текст по данному началу.
Ход урока
1. Различение слов с парными согласными [б — п], [з — с]. Слуховой диктант: письмо слогов и слов (бе — пе; белка, пенка; за — са, розы, косы, Сима, Зина). Письмо отгадок:
Зверька узнаем мы с тобой
по двум таким приметам:
Наткёт, наплетёт,
сядет и добычи ждёт.
(Паук)
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
(Белка)
На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы)
Игра “Подскажи словечко”.
У Зины болит ... (зуб),
Она не может есть ... (суп).
У Зайки Бубы Заболели ... (зубы).
2. “Сюрпризы” парных согласных (звонких и глухих). Первые наблюдения за правописанием парных согласных. Сравните звучание согласных на конце слов в каждой паре (с. 6).
— Мы знаем, что парные согласные могут нам “преподносить сюрпризы” (глаз [с] — лес [с], карп [п] — краб [п]).
Перед написанием этих слов (с парными согласными) их надо проверить: 1) с помощью гласной буквы (глаз — глаза, лес — леса, карп — карпы, краб — крабы); 2) с помощью семьи родственных слов (глаз — глазок, лес — лесок, столб — столбик). Нам надо помнить, что слова, как и люди, живут семьями. В семье “родственников” слова похожи по смыслу и внешнему виду. (Учитель указывает на единообразное написание корней (без термина, как пропедевтика).)
3. Самостоятельные упражнения на правописание согласных в конце слова. Запись слов и предложений (с. 9—11).
4. Физкультминутка.
5. Работа в паре. “Допиши предложение”. Взаимопроверка. Культура общения (с. 9).
6. Придумывание сказочных имён собственных, которые начинались бы с букв з, б (Золушка, Златовласка, Буратино, Белоснежка...). Наблюдение за правописанием слов-родственников (сказ — сказка. ).
7. “Секреты языка”. Работа со словом (с. 10—11). Учитель поясняет значение слов в переносном значении (зевать — глядеть, наблюдать из праздного любопытства; зевака — бездельник).
8. Письмо слов-антонимов (без термина). Составление с ними словосочетаний и предложений. Осмысление значения.
9. Подведение итогов.
Уроки 48—50. Строчная и заглавная буква Дд. Парные звуки [д] и [т] (с. 12—14)
Уроки письма новой буквы Дд проводятся так же, как уроки письма буквы Бб. Учитель обращает внимание на письмо элементов строчной и заглавной буквы Дд. Строчная буква д состоит из полуовала и прямой линии с петлёй, закруглённой влево. Заглавная буква Д состоит из прямой линии с небольшой петелькой, которая лежит на нижней линии рабочей строки. Петелька плавно переходит в полуовал, который заканчивается у верхней линии рабочей строки. Учащиеся сначала пишут элементы буквы, а потом плавно их соединяют одним движением руки в целостный графический образ буквы Д.
Упражнения в тетради показывают верхнее и нижнее соединение заглавной буквы Д с другими буквами.