Буква Яя в начале слова и после гласных (с. 24-25) - 10-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Буква Яя в начале слова и после гласных (с. 24-25) - 10-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Раскрытие правила чтения буквы Яя с учётом её позиции в слове;

б) формирование положительного отношения к чтению объёмных текстов;

в) воспитание самостоятельности в учебной работе и вместе с тем ориентация на взаимопомощь.

Ход урока

1. Рассматривание содержания учебных страниц. Целевая установка.

— Посмотрите, какую большую и, судя по картинкам, интересную сказку вам предлагается прочитать. Кто старательно учился читать с первых школьных дней, тот, конечно, справится с этой задачей. Только вначале нужно познакомиться с новой буквой.

2. Знакомство с буквой Яя. Работа с разрезной азбукой по составлению (или “печатанию”) слов. Раскрытие правил чтения буквы на основе анализа.

— Посмотрите на новую букву. Кто знает, как она называется? На что похожа эта буква по своей форме? (На яблоко на яблоне.) И это не случайно. Без буквы я нельзя ни написать, ни прочитать слова “яблоко”, “яблоня”.

Послушайте, как звучит начало слова “яблоко”. ([й’а]1.) Поэтому и начать писать это слово надо с буквы я. Читается она в начале слова так же, как называется: я. Прочитайте букву. Какие ещё потребуются буквы для этого слова? (Продолжается работа по звуко-буквенному анализу слова, его составлению и чтению.)

— На каком дереве растут яблоки? Как оно называется? (Яблоня.) Как слово “яблоко” превратить в слово “яблоня”? Какие буквы в слове “яблоки” надо заменить? (Учитель выставляет вместо “ки” букву н и задумывается.)

— Какой звук вы слышите на конце слова “яблоня”? (Звук [а].) Попробуйте-ка поставить букву а. Что получится? Прочитайте. ([на].) А нужно [н’а]. Как быть? Снова поможет буква я, которая может использоваться для обозначения мягкости предшествующего согласного звука и гласного звука [а]. (Учитель выставляет букву я.) Прочитайте слово.

Посмотрите ещё раз на слово “яблоня”. Какой буквой начинается и заканчивается это слово? (Буквой я.) Буква одна и та же. А одинаково ли читается эта буква? (Нет, не одинаково.) Прочитайте букву в начале слова. ([й’а].) Прочитайте букву в конце слова ([н’а].)

3. Постановка проблемного вопроса.

— От чего же зависит, как читается буква я? Петрушка считает, что это зависит от того, где стоит буква: в начале слова или в конце. Вы согласны с ним? Кто не согласен? Разберёмся, кто прав. Для этого составим вопрос: яблоня какая?

Учитель выставляет или печатает буквы слова “какая”, останавливается перед последней буквой.

— Кака... Что слышится в конце слова? ([й’а].) Какую букву надо поставить? (Слышится [й’а], значит, надо поставить букву я.) Прочитайте всё слово. (Какая.) Где стоит буква я? (На конце слова.) Как она читается? (Как называется.) Прав ли Петрушка?

4. Формулирование правил чтения буквы.

— Что же нужно учитывать при чтении буквы я? Какое правило чтения буквы я Петрушке надо запомнить? (При чтении буквы я нужно учитывать не только, где стоит буква я, но и после какой буквы она стоит. Если буква я стоит в начале слова или после буквы, обозначающей гласный звук, она произносится так, как называется: я — [й’а]. Если я стоит в слове после буквы, обозначающей согласный звук, то она указывает на мягкость этого звука и читается как [а].)

5. Упражнение в чтении слов с буквой я в разных позициях.

На доске записано: красивая, нарядная, кудрявая, дикая, садовая.

— Приходилось ли вам видеть яблоню весной, когда она цветёт? Прочитайте, какая она весной.

Где растёт яблоня? (В саду и в лесу.) Прочитайте, как по-разному называют такую яблоню.

6. Подготовка к чтению текста.

— Для того чтобы проверить, насколько вы готовы к чтению текста, прочитайте слова в столбиках.

Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Можно ли предугадать, о чём будет эта сказка? (Выслушиваются детские предположения.) Чтобы проверить высказанные догадки, надо прочитать сказку писателя В. Сутеева.

7. Чтение текста сказки “Яблоня”.

Чтение текста осуществляется по предложениям, абзацам с учётом дифференцированного подхода к учащимся. Поскольку текст дан с купюрами (пропусками), недостающее содержание восполняется рассказыванием.

Анализ содержания осуществляется по ходу чтения.

Чтение первой части: “В лесу росла... висит”.

— Где росла яблоня? Кто увидел яблоко? Почему зайцу не достать яблока?

Чтение второй части: “Смотрит... мне яблоко”.

— Кого попросил заяц сорвать яблоко?

Чтение третьей части: “Ворона ... моё”.

— На кого упало яблоко? О чём стали спорить ёж и заяц? Перечитайте их слова выразительно. На что указывает восклицательный знак? (На повышение голоса, крик.)

Чтение четвёртой части: “К ним... гам”.

— Какую бы картинку вы нарисовали к этой части?

Чтение пятой части: “Вот тут-то... на равные дольки”.

— Как вы думаете, на сколько долек разделят яблоко зверюшки?

Чтение заключительной части учителем: “А это... научил”.

— На сколько же долек разделили зверюшки яблоко, почему?

8. Работа с иллюстрациями.

— Сравните выражение мордочки зайца на первом рисунке и на последнем. Изменилось ли настроение зайца? А какие чувства испытывает медведь?

9. Соотнесение смысла сказки и пословицы.

— Что поучительного в этой сказке? Кто сможет прочитать пословицу? Как вы понимаете эту пословицу?

10. Повторное чтение сказки учащимися.

Чтение осуществляется с правом выбора учащимися формы чтения на основе их свободного рассаживания.

— Понравилась ли вам сказка? Тогда вы с удовольствием прочитаете её ещё раз. Выбирайте сами, как читать: самостоятельно или с помощью товарищей. Кто нуждается в моей помощи, может составить пару со мной.

Учитель помогает учащимся организовать работу по чтению в парах, группах.

11. Подведение итогов.

— Справились ли вы с поставленной задачей урока? Что вам в этом помогло? (Умение слушать объяснения учителя и думать, отвечая на его вопросы, умение самому прочитать новую букву и помощь друзей в чтении текста.)


1 При анализе слова лучше отказаться от звуковых схем, чтобы они не ориентировали детей на раздельное произнесение звуков в сочетании [й’а], а в дальнейшем — на замену буквы я буквосочетанием “йа” на письме.






Для любых предложений по сайту: [email protected]