Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звук [ж], буква Жж (с. 14-15) - 9-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Развитие фонематического слуха, формирование умения различать в словах звук [ж];
б) раскрытие особенности звука [ж] как твёрдого звука, не имеющего парного мягкого звука;
в) знакомство с буквой Жж, привлечение внимания к расхождению в произношении и написании слогов “жи”, “же”, “жё”;
г) уточнение значения слов-названий насекомых, пресмыкающихся, птиц.
Ход урока
1. Анализ и характеристика звука [ж].
Выделение звука [ж] из слова “жук”, звукоподражательное произношение звука [ж], характеристика звука [ж] как звонкого твёрдого согласного.
— Запомните: у твёрдого звука [ж] нет мягкого парного звука.
2. Знакомство с буквой Жж.
— Почему эту букву легко запомнить? (Она напоминает жука по форме и обозначает звук, похожий на жужжание жука.) Почему эта буква синего цвета, а не сине-зелёного? (Она обозначает только один твёрдый звук [ж].)
3. Работа с моделями слов “жук”, “жаба”.
— Из каких звуков состоит слово “жук”? Прочитайте буквы, которыми обозначены эти звуки. Значение слова “жук” связано со звучанием этого слова. Слово “жук” — звукоподражательное: этим словом люди стали называть тех насекомых, которые жужжат. Жуки бывают разные. Как называется жук, который появляется в мае? (Майский жук.) Какой жук является вредителем картофеля? (Колорадский жук.) Бывают жуки-носороги, жуки-долгоносики, жуки-бронзовики, жуки-пилильщики, жуки-точильщики... И конечно, все вы знаете жука божью коровку. Кто вспомнит песенку про божью коровку?
Чем похожи по звучанию слова “жук” и “жаба”? (Оба слова начинаются со звука [ж].) Назовите остальные звуки в слове “жаба”. Прочитайте это слово. Что означает слово “жаба”? (Выслушиваются мнения детей.) Учёные, которые исследуют слова, установили, что слово “жаба” означает “большеротая, большегубая”. Жаба напоминает внешним видом лягушку и относится к земноводным животным, так как может жить и на суше, и в воде.
4. Подготовка к чтению слогов. Постановка проблемы.
— С какими буквами предлагается составить и прочитать слоги в рамочке? Аня спрашивает нас о том, как следует читать букву ж с буквами и, е, ё, если они обозначают мягкость предшествующего согласного, а звук [ж] — твёрдый? (Учениками выдвигаются версии.)
5. Разрешение проблемы.
— Оказывается, когда-то очень давно звук [ж] был мягким, и для обозначения мягкости этого звука использовались буквы и, е, ё. Но наш язык менялся со временем, и звук [ж] стал произноситься твёрдо. А люди продолжали писать после ж буквы и, е, ё и пишут до сих пор. Несмотря на это, читать эти слоги следует с твёрдым произношением звука [ж].
6. Чтение слогов, взаимопроверка в парах.
7. Чтение слов в столбиках. Уточнение значения слов.
— Кто такой уж? (Неядовитая змея.) Кто такие жаворонки, журавли? (Птицы.) Приходилось ли вам их видеть?
8. Наблюдение над значением числа (единственного и множественного).
— Прочитайте слова со значением “один”. (Жук, уж, ёж.) А теперь прочитайте слова со значением “несколько”, “много”. (Жуки, жаворонки.)
9. Чтение текста “Жук и жаба”, анализ содержания:
— Почему жук бросил свой домик? Кому понравилось жить в домике и почему?
10. Чтение с договариванием “Кто где живёт?”.
11. Чтение и повторение скороговорки “Не живут ужи, где живут ежи”.
— Кто знает, почему ужи не живут там, где живут ежи? (Потому что ежи охотятся на змей.)
12. Привлечение внимания учащихся к правописанию слога “жи”.
— Прочитайте слог, который показывает вам Ваня. Послушайте, как произносится этот слог. Какой звук слышится после [ж]? (Звук [ы].) Какая буква пишется после ж? (Буква и.) Почему пишется не так, как слышится?
13. Орфографический анализ в сочетании с лексическим.
— Прочитайте слова со слогом “жи”. (Жил, жили, живёт.) Какая буква пишется после ж? Почему? (“Жи” пишется с и.)
— Чем различаются по значению эти слова? (“Жил” — значит, жил кто-то один, а “жили” — значит, жили несколько. “Живёт” — значит, жил не когда-то, а сейчас.)
14. Составление предложений на основе заданных слов.
Прочитайте слова во второй строчке. (Ёж, ежи, ужи.)
Составьте предложения с этими словами, используя слова первой строчки.
15. Чтение последующего материала по выбору учащихся. Реализация дифференцированного подхода к обучению.
— Прочитайте название следующего рассказа. (“Ёжик”.) Кто хочет узнать, о чём говорится в этом рассказе, может прочитать его самостоятельно, чтобы потом пересказать его содержание остальным. У кого есть желание выполнить другие задания на странице “Азбуки”, выберите одно из них.
16. Организация взаимопомощи в процессе выполнения учебных заданий.
— Кому требуется помощь одноклассника? (Организация пар, мини-групп для взаимодействия детей.)
17. Проверка самостоятельной работы.
18. Подведение итогов уроков.
— Что интересного вы узнали о звуке [ж]? Чем отличается чтение буквы ж от ранее изученных букв, обозначающих согласные звуки?