Узелки на память (с. 108-109) - 7-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Узелки на память (с. 108-109) - 7-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Повторение наиболее важных сведений об изученных буквах;

б) проверка умения читать слова с изученными буквами в составе предложений, текстов;

в) проверка умений излагать изученное, пересказывать содержание прочитанного.

Для придания уроку большей динамичности его можно провести как конкурс “Умники и умницы” между мальчиками и девочками.

Ход урока

1. Определение целевой установки урока, постановка учебных задач.

— Всю дорогу в школу Аня и Ваня обсуждали вопрос о том, кто внимательнее и старательнее на уроках: мальчики или девочки. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте устроим конкурс “Умники и умницы”, тем более что урок сегодня особенный. Откройте “Азбуку” и определите, что это за урок. (“Узелки на память”.) Зачем проводятся такие уроки?

2. Определение условий конкурса.

Право отвечать на вопросы, выполнять задания предоставляется каждой команде по очереди, и за каждый правильный ответ начисляются очки, которые фиксируются на доске.

3. Повторение сведений об изученных буквах.

— Какие гласные звуки обозначены буквами в “узелках”? Почему в пару с буквой о поставлена буква ё, а в пару с буквой э — буква е? (Буквой о обозначается звук [о] в начале слова и после твёрдых согласных, а буквой ё тоже обозначается звук [о], но после мягких согласных. Буквой э обозначается звук [э] после твёрдых согласных и в начале слова, а буквой е тоже обозначается звук [э], но после мягких согласных.)

4. Чтение слогов на сопоставление.

Девочки читают пары слогов в левом столбике (с. 108), мальчики — в правом (с. 109).

5. Пересказы прочитанного.

— В каком слове, обозначающем вид спорта, связанный с походами на природу, встречается “ри”? (Туризм.) О каких туристических историях напоминают вам слова в рамочках? Прочитайте эти слова. (Рак, ворона.)

Учащиеся пересказывают содержание текста “Ворона”, вспоминают составленный ими рассказ о случае на рыбалке.

6. Чтение пар слов в столбиках (один столбик — девочки, другой — мальчики).

— О чём предупреждают звуковые схемы слов? (Первое слово в паре начинается с твёрдого звука, а второе — с мягкого звука.) Прочитайте слова парами в левом столбике. Читает команда...

7. Чтение скороговорки.

— Прочитайте слово в следующей рамочке. (Пугало.) Пугало предлагает вам прочитать скороговорку на ту букву, которую он принёс на урок. Какая команда — девочек или мальчиков — сумеет прочитать и повторить скороговорку без запинки?

8. Чтение и отгадывание загадок о пчеле, мышке, луне.

9. Повторение сведений о согласных, парных по звонкости-глухости.

— О каких парных согласных звуках по звонкости- глухости вы узнали, прочитав рассказ о гусе? (О звуках [г] и [к], [г’] и [к’].) Кто помнит, как звали гуся? Как он пел вначале, а как потом? (Го-га. Ко-ка.) Какие звуки называются звонкими? Какие — глухими?

10. Повторение правил чтения букв Ее и Ёё.

— Какое слово на письме начинается на е? (Ель.) Какое слово на письме начинается на Ёё? (Ёжик.) Почему буквы Ее и Ёё оказались соседями в “Азбуке”? О чём нужно помнить, читая эти буквы? (Они могут читаться по-разному. Это зависит от того, какое место занимает буква в слове. Нужно посмотреть, где стоит буква: в начале слова, в середине, или в конце — и после каких букв.) Прочитайте слова на эти буквы. (Енот, ёлка.)

11. Чтение слогов с договариванием.

— Кто сам придумает рифмовку на слог “ра”? (Ра-ра- ра — зашумела детвора, закусала мошкара и т. п.)

12. Чтение скороговорок вслед за учителем.

— Кто дружнее — мальчики или девочки — прочитает скороговорку?

13. Подведение итогов.

— Какая же команда победила в конкурсе “Умники и умницы”? Все мальчики оказались умниками, а девочки — умницами.

Литературно-художественная страничка “Великое русское слово”. Резервный материал (с. 110)

Урок желательно провести в качестве комбинированного с уроками изобразительного искусства, музыки.

Целевые установки урока

а) Расширение представления о роли слова в общении на примерах литературно-художественного, поэтического слова;

б) привлечение внимания к образности художественного слова;

в) развитие поэтического слуха учащихся, их литературно-эстетических вкусов.

Ход урока

1. Выяснение отношения учащихся к чтению книг.

— Посмотрите на нашу книжную полку. Увеличилось ли на ней количество книг? Много ли из этих книг вы прочитали, рассмотрели? Какие из них вам особенно понравились? А понравились ли они вашим родителям, близким, которые помогали вам читать эти книги?

2. Работа с выставкой книг. Чтение названия выставки “Великое русское слово”. Постановка задач урока.

— Какую роль играет слово в общении людей? (С помощью слов мы называем то, что видим вокруг. Связывая слова по смыслу и составляя предложения, мы выражаем свои мысли и чувства, сообщаем их другим людям. При помощи нескольких предложений мы можем рассказать о чём-то интересном.)

— Почему русское слово названо великим? (Так как людей, говорящих по-русски, великое множество: это и люди, живущие в России, и люди, говорящие по-русски, которые живут в других странах.)

— Где и как учатся говорить по-русски? (Общаясь в школе, читая книги, и т. д.)

— Великим русским словом владеют прежде всего писатели и поэты, которые выражают в своих рассказах, стихотворениях мысли и чувства целого народа. Чтобы донести их до слушателей, писатели используют в своих произведениях особые поэтические слова. Будем учиться слушать, воспринимать эти слова в стихотворениях, отрывки из которых я вам сегодня почитаю.

3. Выразительное чтение стихотворных отрывков учителем. Выяснение восприятия произведений через соотнесение с иллюстрациями и лексическую работу.

— Почему использованы слова “кони мчат — несут”, а не просто слово “бегут”? (Кони бегут так быстро, что седокам кажется, что они взлетают как птицы.)

— Какие краски использовал художник, чтобы изобразить ясное утро. Какие поэтические слова ему это подсказали?

Почему Сергей Есенин написал “тенькает синица”, а не просто поёт? (В слове “тенькает” передаются звуки, издаваемые синицами.)

4. Обобщение.

— Великое русское слово потому названо великим, что отражает великие просторы нашей родной земли, её удивительную красоту.

5. Рисунки учащихся на тему “Русские просторы”, слушание музыкальных произведений на стихи русских поэтов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]