Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звуки [в] и [в'], буква Вв (с. 93) - 5-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Формирование умения различать звуки [в] и [в’];
б) знакомство с буквой Вв, формирование умения читать слоги и слова с новой буквой;
в) привлечение внимания к разнице в произношении и написании слов.
Ход урока
1. Повторение изученной буквы Рр.
— С какой буквой вы познакомились на прошлом уроке? Какие звуки она обозначает? У какой птицы можно поучиться произношению этих звуков? (У вороны.) Давайте выучим воронью скороговорку:
Утром, присев на зелёном пригорке,
Учат вороны скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карман, карандаш, карамель, карапуз.
— Покажите, как вы научились читать букву р. (Слова записаны на доске.)
Руки — раки, три — смотри, рыл — открыл, рис — турист.
2. Беседа по содержанию рисунка (с. 93). Постановка учебной задачи.
— Кого вы видите на рисунке? (Ворону.) Что у вороны в клюве? А в гнезде? Как вы думаете, откуда? Чтобы узнать наверняка, нужно прочитать страницу “Азбуки”, а для этого познакомиться с новой буквой.
3. Анализ звуков [в], [в’] в словах “ворона”, “веер”.
— Каким звуком начинается слово “ворона”? А слово “веер”?
Сравните и охарактеризуйте выделенные звуки. (Согласные, парные.)
4. Упражнение в подборе слов на заданный звук.
— В названиях каких предметов, находящихся в гнезде вороны, имеются звуки [в] и [в’]? (Ведро, пуговицы.)
5. Знакомство с буквой Вв.
— Звуки [в] и [в’] обозначаются буквой Вв.
6. Анализ графического образа буквы. Соотнесение буквы с обозначаемыми ею звуками.
— Из чего сделана буква в? (Из верёвки.) Почему? (Слово “верёвка” начинается со звука [в’].)
7. Работа в паре. Чтение слогов с новой буквой в.
8. Работа с моделями слов “ворона”, “вилка”. Слого-звуковой анализ, соотнесение звучания и написания слов.
— Произнесите слово “ворона” по слогам. ([Ва-ро-на].) Прочитайте слово по слогам, как оно написано. ([Во-рона].) Обратите внимание: говорим “варона”, а пишем “ворона”. Прочитайте слово так, как оно говорится.
Выделите звуки в слове “вилка”. Прочитайте это слово.
9. Подготовка к чтению текста.
— Случайно ли рядом с вороной оказалась вилка? Об этом вы узнаете из рассказа. Но сначала прочитайте слова, которые встретятся в рассказе.
Чтение слов: ворон — ворона, Вика — вилка.
Уточнение значения слова “ворон”: особая порода ворон с блестящим чёрным оперением.
10. Чтение текста “Ворона”.
11. Работа по развитию творческого воображения.
— Представьте, как удалось вороне совершить задуманное: украсть вилку. Она подкрадывалась незаметно или сделала это быстро, неожиданно для ребят?
12. Лексическая работа.
— Слышали ли вы слово “проворонила”? Что оно означает? (Не уследила, просмотрела.) Кто проворонил вилку? (Вика.)
13. Коммуникативно-речевая задача.
— Ане тоже захотелось отправиться в поход. Но она сомневается в том, что мама отпустит её. Дайте совет Ане: что ей нужно сказать маме, чтобы та дала разрешение. (В походе интересно, можно узнать много нового, мама тоже может пойти с ребятами...)
14. Подведение итогов.
— Знакомство с какой буквой позволило вам прочитать о новых приключениях туристов? Можно ли сказать, что чтение этой буквы осуществляется по тем же правилам, что и чтение предыдущих букв?