Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звук [у], буква Уу (с. 70-71) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки уроков
а) Развитие умения различать звук [у] в словах в сопоставлении со звуком [о];
б) знакомство с условным значком звука [у] — буквой Уу; распознавание этой буквы в печатном тексте;
в) раскрытие выразительности звуков русской речи и формирование выразительного чтения;
г) освоение действия звукового анализа с помощью звуковых схем.
Ход уроков
1. Работа на с. 70. Постановка познавательной задачи.
— Вы уже не раз убеждались на уроках, что всё многообразие звуков окружающего мира можно воспроизвести и передать с помощью звуков нашей речи. Сегодня на уроке у вас появится возможность понаблюдать это ещё раз.
2. Рассматривание рисунка. Описание увиденного с элементами звукоподражания.
— Как можно озвучить эту ночную картину? С помощью какого звука можно передать, как воет волчонок на луну? (Ууу...)
3. Наблюдения над особенностями произнесения звука [у], характеристика звука [у] как гласного звука.
4. Знакомство с буквой Уу, представленной на странице “Азбуки”.
5. Анализ графического образа буквы Уу.
— Петрушка приготовил вопрос для смекалистых: “Кто дом на себе носит?” (Улитка.) Посмотрите на рисунок улитки, найдите, где спряталась буква Уу.
6. Установление соотношения между буквой у и обозначаемым ею звуком [у].
— Почему именно улитка принесла на урок букву Уу? Для ответа на этот вопрос произнесите и послушайте это слово. С какого звука оно начинается? (Со звука [у].) Для чего же нужна улитке буква у? (Чтобы с её помощью писать слово “улитка”.)
7. Разгадывание ребуса “Улитка”.
— Вы уже знаете, как разгадывать ребусы. Объясните, что нужно сделать, чтобы узнать загаданное слово. (Изображена плитка шоколада. Запятая впереди означает, что у слова “плитка” надо отбросить первый звук, заменив его на [у]. Получится слово “улитка”.)
8. Анализ моделей слов “луна”, “туча”. Звуковой анализ этих слов с выделением каждого звука. Соотнесение звука [у] и буквы у.
— Где стоит звук [у] и пишется буква у?
9. Составление слова из букв разрезной азбуки или его печатание через привлечение к работе детей, знающих все буквы.
10. Составление предложений из слов.
— Составьте предложения со словами “луна”, “туча”.
11. Составление предложения по заданной схеме.
— Сколько слов должно быть в этом предложении? Какое слово должно быть первым, а какое — последним? С помощью каких слов можно связать по смыслу слова “волчонок” и “луна”? (Волчонок воет на луну.) Какое маленькое слово обозначено отдельно? (Слово “на” ...)
12. Совместное чтение учащимися стихотворных строчек “Волчонок воет...”.
— Узнаем из текста, почему воет волчонок. Кто поможет прочитать текст? Все вместе прочитайте “речь” волчонка, передав его грустное настроение. (У-у-у...)
13. Работа в паре. Распознавание в тексте изученных букв. Раскрытие звукописи как художественного приёма.
— Посчитайте, сколько раз встретились в словах этого текста буквы о и у. Как можно посчитать быстрее? (Один ученик в паре считает буквы в первой строчке, а другой — во второй.)
— Проверим, чья пара справится с заданием быстрее.
Почему же так много букв о и у в словах этого текста? Наверное, потому, что не только коротенькое звукоподражательное слово “у”, но и другие слова при чтении помогают озвучивать описываемую картину, передавая её настроение. Повторите ещё раз все вместе этот текст, выделяя протяжным произношением в словах ударные звуки [о] и [у]. (Волчооонок воооет на лунууу, волчооонку грууустно одномууу.)
14. Работа на с. 71. Постановка учебной задачи.
— Нужно учиться создавать при чтении звуковые картины. Для этого прочитаем строчки из стихотворения знакомой нам писательницы Агнии Барто. Кто сумеет прочитать название этого стихотворения? (“Кто как кричит”.)
15. Рассмотрение иллюстраций, озвучивание схем звукоподражательных слов.
— Озвучьте схему, обозначающую крик петуха. (Ку-ка-ре-ку.) Определите, где в схеме стоит звук [у].
Как вы считаете, о чём кричит петушок? (Просыпайтесь!) А как считает Агния Барто? Прочитайте об этом. (“Кур стерегу!”) В каком из этих слов слышится петушиное “ку”? (В слове “кур”.) Перечитаем ещё раз все вместе слова петушка выразительно.
16. Анализ модели слова “куры”.
— Модель какого слова дана на странице “Азбуки”? Почему это слово “куры”, а не “курицы”? На что указывает звуковая схема этого слова? (В слове два слога, а не три.) Выделите ударный слог в этом слове, назовите ударный гласный звук. (Звук [у].)
17. Рассматривание рисунка коровы, озвучивание звуковой схемы её “мычания”, выразительное чтение стихотворных строчек “Му-у, му-у! Молока кому?” с протяжным выделением последнего слога в слове “кому”. (...Ко- мууу.)
18. Развитие умения учащихся оценивать выполненную работу.
— Как вы считаете, удалось ли вам создать при чтении звуковые картинки?
19. Выразительное чтение учителем всего стихотворения “Кто как кричит”.
— Каких ещё животных, птиц вы услышали в этом стихотворении?
20. Игра “Третий лишний”. Логическое упражнение на классификацию.
— Петрушка приготовил загадку: “С крыльями, а не поёт, не кричит — молчит”. (Рыба.) Что в загадке названо крыльями? (Плавники.)
— Игра, которую для вас приготовил Петрушка, тоже о тех, кто с крыльями. Кто разгадает название игры? (“Третий лишний”.) Модели каких слов участвуют в игре? (“Жуки”, “голуби”, “журавли”.) Сначала сравните слова по значению. Кто окажется третьим лишним? (Жуки, так как это насекомые, а голуби и журавли — это птицы.) А если сравнить слова по звучанию? Что вам подсказывают звуковые схемы? (Лишним тоже будет слово “жуки”, так как это слово состоит из двух слогов, а “голуби” и “журавли” — из трёх слогов.) Что общего в звучании всех трёх слов? (Учащиеся анализируют звуковой состав слов.)