Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Умеет ли разговаривать природа? (с. 84-85) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки уроков
а) Наблюдение, как автор в литературном произведении при помощи слова оживляет природу;
б) развитие художественно-образного мышления, воображения;
в) чтение текста целыми словами без повторов и искажений слов;
г) выразительное чтение диалогов с выделением их в тексте;
д) развитие умения работать в парах с использованием позитивного стиля общения.
Ход уроков
1. Чтецкая разминка (“Читалочка”). Чтение вслух и про себя. Чтение и осмысление названия темы “Умеет ли разговаривать природа?”.
2. “Разговор старой Ивы с Дождём” (И. Токмакова). Восприятие стихотворения на слух. Обмен впечатлениями.
— Удивило ли вас что-то в стихотворении? Объясните название стихотворения. Между кем обычно бывает разговор? (Между людьми.) А может ли быть разговор между деревьями и дождём? (Нет, только в воображении.)
— Представьте себе такую ситуацию: в летний жаркий день идёт человек, например, по дорожке парка и видит деревья с поникшей листвой.
Какие мысли при этом могли у него возникнуть? (Ему жаль деревья, он думает о дождике, который мог бы напоить деревья.) А если этим человеком окажется поэт, который обладает воображением, даром слова и желанием поделиться своими чувствами с читателями? Какую картину он нарисует в своём воображении? Какими свойствами человека он наделит природу? (Умениями говорить, чувствовать, радоваться, грустить.)
3. Выразительное чтение стихотворения подготовленными детьми.
— Как поэт оживил природу, изобразил Иву и Дождь? (Как живое существо, способное говорить, жалеть, заботиться.) Зачем он это сделал? (Чтобы мы лучше чувствовали природу, понимали, что она живая.)
— Что вы можете сказать о мастерстве автора? Нравится ли вам стихотворение И. Токмаковой?
4. Чтение диалога Ивы и Дождя. Учитель помогает детям найти и отметить слова Ивы и Дождя.
— Почему автор пишет с заглавной буквы простые слова “ива” и “дождь”? (Он сделал их героями произведения, способными разговаривать, как в сказке, а простые слова-имена превратил в имена собственные.)
— Почему Дождь постоянно всё считает? (Он словно беспокоится, чтобы кого-то не оставить без воды.)
5. Самостоятельное чтение стихотворения В. Берестова.
— Прочитайте стихи поэта. Понаблюдайте, как звучит стихотворение (весело, живо, энергично или грустно). Объясните своё впечатление.
Какие повторяющиеся звуки, слова и предложения вы нашли? Зачем это делает поэт? (Слышится чириканье и шум воробьёв, переживших голодную и холодную зиму.)
— Найдите предложения, в которых выражена главная мысль стихотворения. (Мы живы! Живы мы!)
6. Самостоятельное чтение стихотворения “Ива” и творческое задание на развитие воображения.
— Вы желаете “спросить” у ивы, почему она плачет?
Оживите иву в своём воображении, как поэты и писатели. Придумайте диалог, разговор, который могла бы вести ива с вами. (Устное задание по выбору.)
7. Для самостоятельного чтения дома предлагается несколько произведений на выбор (с. 87—89).
Второй урок целесообразно посвятить чтению стихотворения Л. Квитко “Разговор с вилкой”. Оно подведёт детей к мысли о том, что писатели могут наделить даже самые простые вещи умением разговаривать. Перед чтением стихотворения уместно прочитать диалог Вани и Ани на тему “О чём говорят вещи?” (с. 91).
Стихотворение Б. Заходера “Моя Вообразилия” читает сначала учитель, а потом учащиеся. Учитель подводит детей к мысли, что надо развивать в себе воображение (способность воображать, фантазировать, мысленно представлять).