Об одном и том же по-разному (с. 98-101) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Об одном и том же по-разному (с. 98-101) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки уроков

а) Сравнивание рассказов о временах года (учёного, художника, музыканта и писателя);

б) сравнивание текстов научного и художественного (в практическом плане);

в) чтение текстов целыми словами;

г) выразительное чтение художественного произведения и передача своего отношения к содержанию;

д) развитие умения работать в парах, соблюдая позитивный стиль общения.

Ход уроков

1. Знакомство с темой, объяснение её названия. Учитель знакомит детей с участниками диалога. Учащиеся рассматривают портреты учёного и художника. Можно использовать героев сказки Н. Носова (Цветик, Знайка, Тюбик и др.).

— Подумайте и расскажите, как художник и учёный будут рассказывать нам о временах года. Что они будут использовать для своих рассказов о временах года? Какие средства им потребуются для этого? (Краски, кисти, ноты, слова.)

2. Чтение текстов (с. 98—99). Текст “Знаешь ли ты?” читает учитель. Учащиеся проводят первые наблюдения за тем, как в научном тексте (без термина) объясняются какие-либо явления.

— Представьте себя в роли учёного и объясните, как происходит смена времён года. Поясните, что делает учёный. (Он рассуждает, объясняет, доказывает.)

— Представьте, что вы художник. Как художник будет нам рассказывать о временах года? (Художник изображает каждое время года красками, передаёт своё отношение к временам года.)

— Расскажите о своём настроении при рассматривании рисунков.

— Расскажите, кого изобразил художник на осеннем рисунке. Какой рисунок получился у художника: весёлый или грустный? Что хотел сказать художник своим рисунком пешеходу под зонтиком?

“Ты так испугался осеннего дождя, что стал похож на гриб. Из-под зонтика видны лишь твои ноги. Не бойся дождя, иди веселей!”

3. Устные рассказы.

— Какое время года у вас самое любимое?

4. Первые наблюдения за особенностями художественного текста (с. 100—101). Выразительное чтение стихотворений.

Учащиеся сравнивают (в практическом плане) способы изображения времён года у музыкантов и писателей. (Музыкант записывает звуки музыки нотами, а писатель свои мысли и чувства — словами.)

— Перечитайте стихотворение Плещеева “Весна”. Докажите, что поэт не только говорит о признаках весны, но и передаёт своё настроение (он радуется весне). Передайте это настроение при выразительном чтении стихотворения.

5. Сравнение стихотворений А. Плещеева и И. Сурикова с текстом А. Плешакова. (Сравнение текстов проводится вместе с учителем.)

— Попробуйте доказать, что все три текста рассказывают о временах года. Есть ли различие в том, как авторы рассказывают о них? В каком тексте объясняется, почему происходит смена времён года, а в каких текстах времена года изображаются?

Учащиеся делают первый шаг к пониманию особенностей художественного текста. Писатель и поэт (их называют художниками слова) не просто рассказывают о чём-то (о временах года, например), но и красочно словом изображают увиденный мир, передают свои чувства, настроение, свой взгляд на явления, события, действия. Учёный же их объясняет.

— Одинаковые ли цели у авторов?

Проводится первичное обобщение. (Цели у них разные, поэтому и рассказы (тексты) разные, т. е. рассказывают они по-разному.)

6. “Узелки на память” (обобщение).

— Если ты хочешь кому-то рассказать о чём-то, то сначала подумай о цели рассказа, о том, что ты желаешь: что-то объяснить своему собеседнику или повлиять на него своим рассказом (увлечь, заинтересовать, передать свои чувства и настроение, удивление, привлечь его внимание к чему-то интересному, красивому, важному).

В первом случае ты будешь рассуждать, объяснять, почему это произошло, искать причины. Тебе потребуются слова “почему”, “потому что”.

Во втором случае ты будешь красочно изображать события словами, передавать свои чувства и настроение собеседнику и вызывать у него эмоциональный отклик.

7. Подведение итогов.

— К какому важному выводу вы пришли, читая произведения этого раздела? Учащиеся своими словами пересказывают вывод о том, что при составлении рассказов надо подумать о цели своего сообщения: “Что я хочу сообщить своим собеседникам: что-то объяснить, доказать или красочно что-то изобразить, увлечь своим рассказом?”






Для любых предложений по сайту: [email protected]