Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Строчная и заглавная буква Фф (с. 52-56) - 15-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Уроки 71—72. Строчная и заглавная буква Цц (с. 50—51)
Уроки проводятся аналогично изучению буквы Шш. Перед написанием буквы Цц проводится слого-звуковой анализ слов “цапля”, “курица”, определяется ударный слог и место звука [ц] в словах. Вторая акрофоническая схема слова соотносится со значением. Проводится анализ графической формы буквы ц: прямая линия с закруглением внизу справа, второй элемент пишется так же, как и первый, но добавляется маленькая петелька, которая опускается ниже рабочей строки и заканчивается на её середине. Заглавная буква Ц возвышается над рабочей строкой, она отличается от строчной буквы только первым элементом: прямой линией с закруглением вверху и внизу.
Уроки 73-74. Строчная и заглавная буква Фф (с. 52-56)
Целевые установки уроков
а) Проводить слого-звуковой анализ слов с новым звуком; подписывать буквы под звуковыми схемами;
б) давать характеристику новому звуку (согласный, твёрдый — мягкий, глухой); сравнивать парные согласные звуки [в] — [ф];
в) учиться писать строчную и заглавную букву Фф и слова с ней; анализировать их графическую форму;
г) писать слова с новой буквой; дописывать и составлять предложения;
д) классифицировать слова по их значению, использовать слова с общим (обобщающим) значением (птицы: филин, сова);
е) знать правописание имён собственных;
ж) использовать доброжелательный тон общения и слова вежливости.
Ход уроков
1. Постановка цели урока. “Загадки слов”. Соотнесение значения и звучания слова. Звуковой анализ слов с новым звуком [ф], самостоятельный подбор слов. Различение звуков [ф] — [ф’] в словах: фокус — фикус; самостоятельное составление звуковых схем.
2. Письмо печатной буквы Фф (с. 52—53).
3. Анализ графической формы строчной буквы ф: прямая линия с двумя овалами. Письмо строчной буквы начинается с овала, с верхней линии рабочей строки; второй элемент — прямая линия — опускается ниже рабочей строки; третий элемент — овал — также начинается с верхней рабочей строки. Самостоятельное письмо буквы ф в вертикальной полосе.
4. Упражнение в плавном соединении элементов буквы в одно целостное её начертание: начинаю письмо буквы ф с верхней линии, пишу овал, плавно перехожу на прямую линию, опускаю её ниже рабочей строки, поднимаюсь по ней вверх и пишу второй овал. Письмо слогов и слов с новой буквой.
5. Тематическая классификация слов. Различение слов—названий целой группы предметов и слов—названий для каждого предмета. (Мебель: шкаф, буфет, кресло, софа... Одежда: сарафан, кофта, брюки...)
6. Письмо предложений. Правила оформления предложения на письме.
7. Физкультминутка.
8. Письмо заглавной буквы Ф, сравнение со строчной, графический анализ. Заглавная буква отличается от строчной вторым элементом: плавной линией с закруглением влево.
9. Письмо слов с заглавной буквой Ф, правило правописания имён собственных.
10. Сравнение парных звуков [в] — [ф], [в’] — [ф’] в словах “Феня — Веня, сова — софа”. Нахождение парных согласных звуков [в] — [ф], [в’] — [ф’] в словах “фрукты, фары, шарф, Федя, врач, ваза, Вера”.
11. Подбор заглавий к тексту (с. 53).
12. Работа в паре. Классификация слов, их запись (56).
Урок 75. Разделительный твёрдый знак (ъ)
Урок проводится на основе материалов, помещённых на с. 57. Учитель обращает внимание на графический образ буквы ъ и составляющие его элементы: а) небольшая плавная линия с узелком, которая начинается с середины рабочей строки; б) прямая, переходящая в полуовал.