Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Буква ю после согласных (с. 40-41) - 12-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) знакомство с правилом чтения буквы ю после букв, обозначающих согласные звуки;
б) совершенствование умения читать тексты большого объёма.
Ход урока
1. Постановка проблемы.
— Петрушка предлагает отгадать загадку:
Вместо носа — пятачок, ушки на макушке.
В грязь ложится на бочок розовая... (хрюшка).
— Кто такая хрюшка? (Поросёнок.) Почему поросёнка называют хрюшкой? (Поросёнок хрюкает: хрю-хрю...) Петрушка просит написать на доске любимое слово поросёнка. Кто хочет выполнить просьбу Петрушки?
Ученик на доске печатает или выставляет из букв слово “хрю”. В зависимости от того, как напишет ученик слово (правильно или неправильно), учитель выстраивает логику дальнейшего объяснения.
2. Знакомство с правилом чтения буквы ю после букв, обозначающих согласные звуки.
Первый вариант: на доске написано слово “хру”.
— Прочитайте. Правильно ли написано? (Нет, нужно, чтобы звучал [р’].) В тех случаях, когда согласный звучит мягко и после него слышится [у], используется буква ю. (Учитель заменяет у на ю.) Прочитайте, что получилось теперь.
Второй вариант: на доске написано слово “хрю”.
— Прочитай, что ты написал. Почему ты написал ю? (Выслушивается объяснение ученика.) Действительно, ребята: для обозначения мягкости предшествующего согласного и гласного звука [у] используется буква ю. Прочитайте хором, что написано.
3. Работа на с. 40. Чтение слогов на сопоставление: рю —ру, дю ду...
4. Анализ звуковой схемы слова “хрюшка”.
— С какой буквой — у или ю — надо написать слово “хрюшка” и почему?
5. Чтение стишка “Хрюшка любит букву ю...”.
— Поросёнок вместе с нами, наверное, хорошо запомнит правило использования буквы ю.
6. Соотнесение слогов в “Азбуке” и слов на доске.
— Прочитайте слоги в столбике на первой строчке. (Ну — ню.) А теперь среди слов, написанных на доске, найдите и прочитайте те слова, в которых есть эти слоги. (На доске написаны слова: кнут, бульдог, тюльпан, стук, нюх, бюро, вулкан.)
7. Работа в парах. Упражнение в чтении слов: урок — урюк, лук — люк.
8. Рассматривание рисунка. Чтение текста “Водоносы”.
— Какими изображены на рисунке бабушка и Алёнка: грустными или весёлыми? Постарайтесь передать при чтении их весёлое настроение.
Отрабатывается выразительность чтения на основе звукоподражания.
9. Подготовка к чтению сказки Б. Заходера “Хрюк на ёлке”. Рассматривание иллюстрации.
— Что необычного в облике поросёнка? Как он ходит: как животное или как человек?
10. Чтение начала сказки с учётом дифференцированного подхода к учащимся: самостоятельно, в паре с помощником, с учителем.
11. Продолжение чтения сказки учителем.
12. Подведение итогов.
— Какое правило чтения буквы ю вы узнали?