Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Общие особенности структуры, содержания и методического обеспечения учебника Русский язык (1 класс) - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 КЛАСС) И РАБОТА С НИМ
Учебник является основой учебного процесса, ибо он выполняет в процессе обучения следующие функции: воспитательную, познавательную, функцию развития интеллекта, умственных способностей, речи. Эти три функции неразделимы, как неразделимы воспитание интереса и любви к родному языку, его познание и усвоение умственных операций (М. Р. Львов). Хорошо организованная систематическая работа по учебнику во многом определяет успех обучения — и теоретического, и практического.
Учебник “Русский язык” (1 класс) и его методический аппарат учитывают возрастные возможности детей (это проявляется в отборе языковых понятий и явлений, которыми дети могут овладеть в силу своих возрастных особенностей; в методах и приёмах, позволяющих овладевать языковыми единицами и формировать УУД; в содержании языкового материала упражнений учебника; в пропедевтике курса; в обогащении словарного запаса и его активизации; в развитии культуры речи на всех её уровнях и др.).
Учебник соответствует традициям построения большинства российских учебников.
Учебник используется на уроке на разных этапах: и на этапе изучения нового материала, и на этапе его закрепления, и на этапе обобщения, и на контрольно-оценочном этапе (и при повторении, и для справок как по изучению языковой теории, так и по правописанию).
В учебнике “Русский язык” (1 класс) представлен систематизированный учебный материал, данный в виде фонетических, графических, орфоэпических, лексических, синтаксических, речеведческих сведений и понятий, орфографических и пунктуационных правил, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в соответствии с программой “Русский язык” (предметная линия учебников “Школа России”).
Учебник объединяет в единую систему различные области изучаемого языка (текст, материал грамматики, лексики, орфографии, графики, орфоэпии, развития речи, культуры устной и письменной речи) и позволяет решать в комплексе основные задачи образовательной области “Филология”.
В учебнике “Русский язык” (1 класс) выделены пять больших разделов курса русского языка: “Наша речь”, “Текст, предложение, диалог”, “Слова, слова, слова...”, “Слово и слог. Ударение”, “Звуки и буквы”.
Каждый раздел начинается с особой страницы — шмуцтитула, на которой сформулированы основные цели изучения раздела, даны рисунки и схемы, к которым можно обратиться в процессе изучения определённой темы раздела, и некоторые ключевые слова, написанные рукописным шрифтом.
Пример содержания шмуцтитула (учебник, с. 31).
Название раздела: “Слово и слог. Ударение”.
Учебные задачи (рубрика “Будем учиться”):
• выделять слоги в слове,
• переносить часть слова с одной строки на другую по слогам,
• обозначать ударение в словах,
• произносить слова правильно.
Ключевые слова: Рос-сия, стра|нá, орфоэпический словарь, ударение, тýфля, бáнты.
Содержание шмуцтитулов каждого раздела поможет принимать и понимать основные цели учебной деятельности, формулировать задачи, отражающие то, чему конкретно учащиеся будут учиться, изучая данный раздел. К содержанию шмуцтитула учитель и ученики обращаются перед изучением нового раздела, в процессе изучения определённых тем раздела и в конце его изучения, с тем чтобы оценить достижение предметных результатов учебной деятельности.
В каждом разделе выделены темы. Так, один из самых значительных разделов — это раздел “Звуки и буквы”, который включает 12 тем: “Звуки и буквы”, “Русский алфавит, или Азбука”, “Гласные звуки”, “Согласные звуки” и др. Каждая новая тема раскрывается на основе опыта, приобретённого учениками в период обучения грамоте, представляет систему упражнений, направленных на осознавание первоклассниками доступных их возрасту правильных научных представлений об изучаемых понятиях, правилах, закономерностях, их роли в речи.
Языковой материал каждой темы структурирован следующим образом: общая целевая установка на изучение темы —► конкретизация задач в начале каждого урока (темы) —► реализацияпоставленных задач через систему методического аппарата учебника и “Рабочей тетради” —► проверочные задания.
Проиллюстрируем это на примерах.
Общая целевая установка на изучение темы. Например, выделена тема “Слово и слог” (с. 32) и задана её целевая установка в виде вопроса-задачи операционного характера: “Как определить, сколько в слове слогов?” (вопрос-задача нацеливает детей на то, какие действия нужно выполнить, чтобы определить в слове слоги).
Выделена тема “Заглавная буква в словах” (с. 122) и задана целевая установка в виде вопроса-задачи информационного характера: “Какие слова пишутся с заглавной буквы?” (вопрос-задача нацеливает учащихся на получение информации в результате выполнения заданий учебника).
Конкретизация задач в начале каждого урока (темы). На этом этапе происходит обсуждение целевой установки и формулирование конкретных задач урока, при этом ученики могут высказать свои предположения о решении этих задач на основе имеющегося у них опыта, приобретённого в период обучения грамоте.
Например, тема “Звуки и буквы” (с. 46). Целевая установка: “Чем отличаются звуки от букв?” Учитель: “Сформулируйте конкретные задачи, которые вы будете решать на уроке”. Возможные предположения, которые могут высказать дети: “Вспомним, что такое звуки. Вспомним, что такое буквы. Вспомним, какие мы знаем звуки. Будем учиться отличать звуки от букв”. Одобряя предположения детей относительно формулировок задач, учитель обозначает и другие задачи урока: “Будем наблюдать, как образуются звуки речи, выделять звуки из слова и правильно их произносить, составлять модель звука”.
Реализация поставленных задач в содержании урока (темы, раздела) происходит через систему методического аппарата учебника и “Рабочей тетради” (упражнений, вопросов, заданий, пояснений, памяток, алгоритмов, правил и др.), которая направлена на включение младших школьников в деятельное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.
Введение новой информации (нового знания). Ознакомление учащихся с новым языковым материалом проводится в форме диалога ученика и авторов (от имени авторов диалог ведёт учитель), что позволяет учащимся лучше осознавать существенные признаки изучаемого языкового факта, явления, понятия. Это достигается с помощью решения доступных для школьников учебно-познавательных задач (лексических, фонетических, графических, орфоэпических, синтаксических, речевых), проведения микроисследований в области языка.
В учебнике используются различные способы представления новой информации (введение нового знания). Их выбор зависит от специфики языковых фактов и явлений, особенностей учебной задачи и обусловлен также возрастными особенностями учащихся. В учебнике преобладает индуктивный метод подачи знаний (метод наблюдения над языком), который позволяет вовлечь учащихся в разнообразную языковую и познавательную деятельность и формирует у них умение самостоятельно анализировать языковой материал с целью выделения в нём существенных признаков языкового факта или явления, делать выводы и обобщения. Для предъявления нового знания предназначены упражнения (обычно это первое упражнение темы), на основе которых сообщаются сведения, выводятся правила. Для наблюдения берётся доступный материал (позволяющий выделить существенные признаки изучаемого понятия, явления, факта), представленный наглядно в сопровождении вопросов и заданий, направляющих познавательную деятельность учащихся.
Примером использования этого метода может служить организация деятельности учителя и учащихся по определению признаков глухих и звонких согласных звуков (учебник, тема “Глухие и звонкие согласные звуки”, упр. 1, 2, с. 92—93). Вопросы-задачи к анализу нового материала направлены на произношение слов-названий изображённых предметов; вычленение из слов согласных звуков и наблюдение над их произнесением; сопоставление согласных звуков по звучанию (одни из них состоят из шума, другие — из голоса и шума); подведение к выводу об отличии звонких согласных от глухих согласных и о том, почему согласные получили такое название: глухие и звонкие. Поиск новой информации о согласных проходит на основе слуховых восприятий, на уровне произнесения звуков в словах индивидуально с опорой на рисунки.
Другим примером использования этого метода может служить следующее: ознакомление с правилом обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова (учебник, тема “Глухие и звонкие согласные звуки”, упр. 9, с. 97). Поиск информации о новом знании проходит на основе как зрительного, так и слухового восприятия при произнесении данных в упражнении слов. Вопросы-задачи к анализу языкового материала направлены на чтение пар слов (гриб — грибы); сравнение их по значению и произнесению звуков, обозначенных выделенными буквами (звуки обозначены [п], [б]); сравнение написания и произнесения выделенных букв; наблюдение, в каких словах написание расходится с произнесением: перед гласным или на конце слова; определение проверяемой буквы и проверочного для неё слова; формулирование вывода: как нужно изменить слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный согласный на конце слова.
Новая информация о фактах языка может быть предъявлена и таким способом, как проведение лингвистического опыта, основанного на личном наблюдении, ощущениях, возникающих, например, при произнесении разных звуков. Например, тема “Слово и слог” (упр. 1, с. 32): “Проведи опыт. Приблизь ладошку ко рту и произнеси слово мама. Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произнесении этого слова? Сколько же слогов в слове мама? А сколько гласных в этом слове?”
Новая информация о фактах языка может быть предъявлена через анализ таблицы (например, тема “Заглавная буква в словах”, упр. 1, с. 122), в которой ученики акцентируют внимание на словах, написанных с заглавной буквы (Александр Сергеевич Пушкин, город Москва, река Волга, площадь Победы и др.), осознают их значение и самостоятельно устанавливают правило правописания слов с заглавной буквы.
Способом предъявления новой информации может стать и научно-познавательный текст, из которого дети узнают о причинах появления в языке того или иного факта, например необычного написания букв: почему буквосочетания жи и ши пишутся с буквой и (рубрика “Страничка для любознательных”, с. 116) и др.
В учебнике используется и дедуктивный способ познания новой информации, где дети знакомятся с одновариантными правилами, предполагающими одно написание (чай, жил, чудо, обещать), однако и здесь вопросы и задания заставляют детей задуматься над необычностью факта или явления языка, активизируют мыслительную деятельность. Так, анализируя в учебнике группы слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу (упр. 1, с. 115), определяя по заданию учителя, какую “работу” выполняют в этих словах буквы и, а, у, ученики задумываются над вопросом, почему надо запоминать написание гласных в данных буквосочетаниях. Запоминанию написания этих буквосочетаний способствует и наглядность: буквосочетания выделены цветом, также другим цветом и величиной выделены в словах буквы, которые нужно запомнить.
Работа с определением, правилом. Считаем, что нецелесообразно требовать от первоклассников дословного заучивания терминов, правил, определений (в учебнике они выделены цветом, и рядом поставлено условное обозначение “Сведения о языке”), многие из них будут предметом изучения в последующих классах. Однако непременным условием должна быть установка на их понимание, осознавание того, что требует запоминания, на анализ и синтез правила или определения. Проиллюстрируем вышесказанное примером работы с определением понятия ударение(тема “Ударение”, с. 39).
Ударение — это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными.
Вопросы и задания к анализу и синтезу определения:
• Анализ: “Прочитай определение. Сколько частей в нём выделено? (Две части.) Прочитай первую часть. О чём в ней говорится? Что же такое ударение? Произнеси своё имя так, чтобы все услышали ударный слог. Прочитай вторую часть определения. О чём в ней говорится? Прочитай только об ударном слоге. Какой слог называют ударным? Прочитай о безударном слоге. Какой слог называют безударным? Произнеси своё имя и скажи, какой слог в этом слове ударный, а какой — безударный”.
• Синтез: “Что вы узнали об ударении? Как же отличить ударный слог от безударного? А где нам потребуются знания об ударении?”
Закрепление, систематизация, применение в речи нового знания. Совершенствование приобретённых знаний и умений происходит в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих достижение планируемых результатов предметной области, учитывающих постепенность открытия детьми различных сторон изучаемого языкового факта, явления, понятия, уровень сложности и использование учениками мыслительных операций при участии зрительных, речедвигательных, слуховых восприятий и представлений, а также через такие виды наглядности, как рисунок, таблицы, схемы, алгоритмические предписания и др. Задания к упражнениям учебника можно рассматривать так же, как учебно-познавательные задачи, которые, с одной стороны, потребуют от ученика умений анализировать, объяснять, сопоставлять, группировать явления языка, делать выводы, а с другой — будут способствовать развитию языкового мышления, совершенствованию приобретённых и вновь приобретаемых знаний и умений.
Приведём примеры решаемых задач при выполнении упражнений по теме “Звуки и буквы” (учебник, упр. 1 —10, с. 46—51).
Упр. 1, с. 46 (наблюдаем формирование навыка смыслового чтения, использование в речи правил вежливого обращения, развитие фонетико-графического анализа слова, умения списывать предложение): формирование навыка смыслового чтения текста, выделение в нём формул приветствия; чтение и произношение слова пою и соотнесение в нём количества звуков и букв, объяснение причин расхождения (это сложная задача, с ней ученики в упражнении данного учебника встречаются впервые, для ответа необходимо воспроизвести знания, приобретённые в период обучения грамоте); формирование навыка грамотного списывания.
Упр. 2, с. 46 (наблюдаем взаимосвязь решения фонетико-графической и синтаксической задачи и развития речи): воспроизведение знаний о звуках и буквах и их различий; составление предложений с помощью выбора нужных слов из “Слов для справок”; выбор для записи такого составленного предложения, в котором говорится только о звуках.
Упр. 3, с. 47 (развиваем интерес к исследованию единиц языка, мотивы к учебной деятельности): наблюдение над образованием звуков — каждый ученик принимает участие в проведении микроисследования: произносит слова, наблюдает в зеркальце за движением губ при произнесении первого звука каждого слова, объясняет, что он почувствовал (одинаково ли движутся губы, как ведёт себя язык и др.).
Упр. 4, с. 47 (развиваем речевой слух, формируем знаково-символические и логические действия с языковыми единицами): формирование слуховых представлений о составе слова; развитие навыков моделирования звукового состава слова; преобразование звуковой модели слова в буквенную модель; соотнесение звукового и буквенного состава слов. Формированию этих представлений способствует и выполнение заданий упр. 2, 3 (с. 23—24) в “Рабочей тетради”.
Рубрика “Страничка для любознательных”, с. 48: формирование смыслового чтения лингвистического текста; сопоставление моделей слов, различающихся обозначением согласных звуков [к] и [к’]; приобретение нового знания об обозначениях звуков; формирование интереса к явлениям языка, моделированию.
Упр. 5, с. 48 (формируем знаково-символические и логические действия ребёнка, а также умение использовать новое знание в иной практической деятельности, при составлении собственных моделей слов): формирование умения сравнивать, сопоставлять звуковые модели слов и их буквенные обозначения; обучение на основе приобретённого нового знания о моделировании звуков (рубрика “Страничка для любознательных”, упр. 5) составлению звуковых обозначений слов.
Упр. 6—8, с. 49—50 (формируем знания о материальной природе языкового знака, развиваем интерес к слову и его значению): формирование понимания единства звучания и значения в слове — материальной природы языкового знака (формированию этих представлений способствует и выполнение заданий в “Рабочей тетради”, упр. 5, с. 25); формирование представлений о смыслоразличительной роли звуков (букв) в слове (учебник, упр. 7); развитие правильности произношения звуков, обозначенных выделенными буквами (учебник, упр. 7); развитие интереса к словам русского языка, выделение из каждого данного слова той части, которая может составить новое слово, объяснение его значения (учебник, упр. 8).
Упр. 9, с. 50 (формируем фонетико-графические представления и действия сравнения и сопоставления при работе со звуками и буквами): формирование умений читать скороговорку и понимать её назначение; сопоставление повторяющихся букв к, с и их значений в слове: обозначение согласного звука [к’] буквой к и обозначение согласного звука [с] — [с’] буквой с; умение называть букву и произносить звук, обозначенный этой буквой.
Упр. 10, с. 51 (формируем позитивное отношение к языку): воспитание позитивного отношения к русскому языку; наблюдение над выразительными возможностями русского языка (образность языка, его звучание может передавать звуки природы); формирование навыков выразительного чтения.
Авторы рассчитывают на творческий подход к упражнениям учебника: форма их представления может быть изменена в зависимости от цели решаемой на данном этапе урока задачи, языковой подготовленности учащихся, фактора времени.
Например, тема “Буквы Й и И” (упр. 4, с. 79): орфографическое задание данного упражнения требует прочтения словосочетаний с пропущенными буквами, объяснения написания этих букв и списывания трёх словосочетаний; лексическое задание требует подбора к выделенным словам слов, противоположных по значению.
Варианты изменения формы представления орфографического задания:
• Проведение устного орфографического диктанта: к примеру, учитель читает словосочетание прилежный ученик и просит назвать в словарном слове непроверяемую букву, написание которой надо запомнить. Ученик называет словарное слово (ученик) и букву е либо показывает сигнальную карточку с этой буквой.
• Выборочное списывание или списывание по вариантам (после выполнения устного орфографического задания): записать только те словосочетания, где в пропущенном слове надо написать букву я (е, а, о, удвоенную согласную).
Варианты изменения формы представления лексического задания:
• Найди данные слова в “Словаре слов, противоположных по значению”, назови для каждого слово, противоположное по значению, запиши слова парами.
• Какое из слов, противоположных по значению (большой, огромный, громадный), можно подобрать к слову маленький в словосочетании маленький воробей?
Следует обратить внимание на упражнения орфографического характера, при выполнении которых первоклассники впервые познают секреты письма, готовятся к формированию таких сложных навыков, как правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова, правописание двусложных слов с безударным гласным звуком и др. Желательно не изменять в них задания, так как каждое упражнение постепенно формирует у первоклассника орфографические умения находить проверяемую букву, объяснять, почему она требует проверки на письме, различать проверочное и проверяемое слова, подбирать к проверяемому проверочное слово и наоборот, объяснять написание выделенных и пропущенных в словах букв и находить буквы-орфограммы в словах и в тексте, где орфограммы не выделены. В языковом материале упражнений выделены орфограммы, не изучаемые в полном объёме в 1 классе, и на них должно быть обращено внимание детей при списывании текста или при письме по памяти.
Проверочные задания. Изучение каждой темы заканчивается рубрикой “Проверь себя” (рубрика включает задания как базового, так и повышенного уровня сложности), что позволит учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. Приведём пример.
Тема “Гласные звуки”, рубрика “Проверь себя”, с. 62.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Дай совет другу, как определить гласный звук в слове.
2. Докажи, что в слове лист только один гласный звук.
3. Произнеси любой гласный звук и назови слово, в котором есть этот гласный:
[а], [ы], [у], [э], [и], [о].
Достижение каких результатов мы можем проверить на данном примере? Это предметные результаты: умение различать гласные звуки по их существенным признакам, правильно их произносить, приводить примеры слов с конкретным звуком, умение создавать монологическое высказывание-совет так, чтобы “друг” понял этот совет (оценка словарного запаса учащегося); метапредметные результаты: познавательные (логическое: умение выделять из слова гласный звук и доказывать, почему он гласный; знаково-символическое: распознавание и понимание звуковых обозначений); коммуникативные: умение с достаточной полнотой выразить свои знания так, чтобы быть понятым собеседником; личностные (осознание учащимся того, что он может объяснить, дать совет и для этого у него уже есть опыт).
По результатам выполнения заданий учитель сможет определить, что нужно повторить на данном этапе обучения, какие умения у школьников ещё не сформированы, а также регулярно контролировать процесс достижения предметных результатов для данного этапа обучения, проводить контроль дифференцированно, с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Задания рубрики “Проверь себя” обычно выполняются на уроке (сам процесс подготовки может быть осуществлён и в классе, и во внеурочной деятельности). Проверка знаний и умений может быть проведена индивидуально либо в сотрудничестве (с товарищем по парте либо с группой учащихся) при коллективном или индивидуальном обсуждении результатов.
При обсуждении возможны такие вопросы: “Сколько заданий ты выполнил? Какие? Что тебя затруднило? Как ты думаешь, почему ты не смог выполнить это задание?”
Задания под рубрикой “Проверь себя” представлены и в электронном приложении к учебнику, где дети тоже могут проверить свои знания по теме.