Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги. Работа с Орфоэпическим словарём - УДАРЕНИЕ - Слово и слог. Ударение - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: уточнить представления детей об ударении, ударном и безударном слогах, развивать умение находить в слове ударный слог; определять место ударения в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове, сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова; познакомить с “Орфоэпическим словарём” русского языка; учить правильному литературному произношению слов; ввести в активный словарный запас учащихся термины ударение, орфоэпический словарь.
Ход урока
1. Чтение темы “Ударение” и определение познавательной задачи урока: “Что такое ударение? Какой слог в слове называется ударным, а какой — безударным?” (учебник, с. 39).
2. Воспроизведение знаний об ударении. Выразительное чтение стихотворения А. Шибаева об ударном слоге (учебник, упр. 1, с. 39) и выполнение заданий упражнения.
3. Чтение сведений о языке: что такое ударение и какой слог в слове называется ударным, а какой — безударным (учебник, с. 39).
4. Нахождение в стихотворении А. Шибаева двусложных слов с ударным вторым слогом, трёхсложного слова с ударным третьим слогом, трёхсложных слов с ударным вторым слогом. Произнесение этих слов.
Запись предложения “Молоток стучит” с обозначением в словах ударения.
5. Рассматривание слогоударных схем слов (учебник, упр. 2, с. 40), нахождение в них сходства (это схемы слов) и различий (разное количество слогов, и ударение падает в словах на разные слоги). Ответ на вопрос учителя: “Почему не над всеми словами поставлен знак ударения?” Подбор слов к каждой схеме. Выполнение письменного задания и его коллективная проверка.
6. Выразительное чтение народной песенки (учебник, упр. 3, с. 40), выполнение заданий.
Правильное произнесение слова жаворонок, выяснение значения этого слова. (Обращается внимание на то, что в фольклорных произведениях, в народных песнях для большего благозвучия допускается перенесение ударения в слове жавороночки на третий слог.) Наблюдение: в каких словах не поставлен знак ударения (в односложных словах и словах с буквой ё).
Запись первого предложения из песенки, обозначение в словах ударения, подчёркивание ударного слога. Ответ на вопрос учителя: “Как найти ударный слог в слове?”
Чтение лингвистического текста “Запомни!” (учебник, с. 40) о том, как найти ударный слог в слове. Выяснение понимания прочитанного.
7. Наблюдение над определением места ударения в слове следующим способом: перенесение ударения с одного слога на другой с возвращением к верно произнесённому слову (учебник, упр. 4, с. 41). Выполнение заданий упражнения позволит ученикам самостоятельно прийти к выводу о способе определения в слове места ударения. Обобщение знаний о способах определения в слове ударения: чтение слова с интонацией обращения или попеременное перенесение ударения с одного слога на другой с возвращением к верно произнесённому слогу в слове.
8. Знакомство с “Орфоэпическим словарём” в учебнике (“Обрати внимание!”, с. 41). Показ любого орфоэпического словаря русского языка и словаря для школьников “Говори правильно” (авторы А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова).
9. Работа с “Орфоэпическим словарём” в учебнике (упр. 5, с. 41): выполнение заданий, составление (устно) предложения с любым словом и произнесение предложения вслух.
10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что такое ударение? Как определить место ударения в слове? Нарисуйте слогоударную схему к слову машина”. (Слово записано.)
Рекомендации для занятий в семье.
Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 1, с. 20; упр. 6, с. 22).