Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Перенос слов (общее представление). Правила переноса слов с одной строки на другую - ПЕРЕНОС СЛОВ - Слово и слог. Ударение - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки: дать представление о правиле переноса части слова с одной строки на другую, выбирать способ переноса слов в трёхсложных словах, сравнивать слова по возможности переноса части слова с одной строки на другую; учить наблюдать над словом как средством создания словесно-художественного образа, развивать творческое воображение через создание сравнительных образов, совершенствовать навык правильно записывать словарные слова, ввести в активный словарный запас учащихся термин перенос слова.
Ход урока
1. Воспроизведение изученного о слове и слоге.
• Выполнение письменного задания учебника (упр. 7, с. 35) и заданий в “Рабочей тетради” (упр. 4, с. 17).
• Творческий диктант (учитель читает слоги, ученик дописывает слог или слоги, чтобы получилось слово): я(зык), пти(ца), пе(нал), воро(на), воро(бей), лиси(ца), кни(га).
• Деление записанных слов вертикальной чертой на слоги. Проверка и оценка правильности выполнения заданий.
2. Чтение темы “Перенос слов”. Определение познавательной задачи урока: “Как перенести слово с одной строки на другую?” Обсуждение задачи урока (учебник, с. 36).
3. Выразительное чтение текста (учебник, упр. 1, с. 36), определение того, что данные предложения составляют текст, нахождение сравнений в тексте, подбор своих сравнений о плывущих по небу облаках. Запись первого предложения и оценка списывания. Нахождение в предложении слова, состоящего из 4 слогов.
4. Наблюдение над словами, части которых были перенесены с одной строки на другую (учебник, упр. 2). Выполнение заданий упражнения.
Вывод: если слово не умещается на строке, то его часть переносится на другую строку по слогам (зи-мой), на месте переноса ставится горизонтальная чёрточка (-).
Чтение лингвистических текстов о том, как переносятся слова из рубрики “Запомни!” (учебник, с. 37).
5. Определение способов переноса части слова в трёхсложных словах (учебник, упр. 3). Выполнение заданий упражнения.
• Рассматривание рисунков и называние по ним слов. Ответы на вопросы учителя: “Каким словом можно назвать рисунки и слова? (Цветы.) А какие ещё названия цветов вам известны?”
• Наблюдение над тем, как разделены слова для переноса и как ещё их можно разделить. Выполнение письменного задания.
6. Составление предложений (“Рабочая тетрадь”, упр. 1, с. 18). Нахождение различий в содержании составленного предложения и первого предложения из упражнения 1 в учебнике (По небу плывут пушистые облака. — По небу плывёт пушистое облако). Запись предложения с делением слов этого предложения на слоги и запись любого двусложного слова с делением его для переноса (плы-вут, не-бо).
7. При наличии времени выполнение задания в “Рабочей тетради” (упр. 2, с. 18). Чтение и подбор слов разных тематических групп: частей суток (утро, полдень, вечер...), дней недели (понедельник, вторник, среда...), времён года (весна, лето, зима, осень). Обсуждение письменного задания.
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Как вы поняли сочетание слов перенос слов? Что узнали о переносе слов с одной строки на другую? Как можно перенести слово телефон?”
Рекомендации для занятий в семье
Выполнение письменного задания в “Рабочей тетради” (упр. 2, с. 18).