Язык и речь. Устная и письменная речь (общее представление). Русский язык — родной язык русского народа. Русский язык — государственный язык нашей страны, Российской Федерации - Наша речь - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Язык и речь. Устная и письменная речь (общее представление). Русский язык — родной язык русского народа. Русский язык — государственный язык нашей страны, Российской Федерации - Наша речь - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения; учить различать на практике устную и письменную речь; формировать чувство уважения к русскому языку как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также чувство уважения к языку других народов; ввести в активный словарь детей слова-термины: устная речь, письменная речь и слова с непроверяемым написанием язык, русский язык; учить оценивать результаты деятельности на уроке.

Ход урока

1. Воспроизведение названия раздела “Наша речь”, темы “Язык и речь”. Повторение: что мы относим к нашей речи (слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя).

2. Чтение первой учебной познавательной задачи: “Какой бывает речь?” (учебник, с. 7), уточнение её понимания учащимися.

3. Работа с текстом. Чтение определений устной и письменной речи (учебник, упр. 3, с. 7), осмысление содержания упражнения. Обсуждение ответов на вопросы: “Что нового вы узнали из текста? Что такое устная речь? Что такое письменная речь? Почему этим формам речи дали такие названия?”

4. Выполнение заданий (учебник, упр. 4, с. 7).

Рассматривание рисунка. Ответ на вопрос учителя:

“Как вы догадались, что рисунки даны к сказке “Колобок”?” Рассказывание подготовленными детьми фрагмента сказки, соответствующего рисунку, по данному началу: “Катится Колобок по дороге, а навстречу ему...”

• Чтение речи персонажей сказки, выяснение значений слов косой и заяц.

• Ответы на вопросы: “К какой речи ты отнесёшь запись разговора сказочных персонажей: к устной или к письменной? Какой речью ты воспользуешься, чтобы передать содержание сказки?”

• Инсценировка встречи Колобка и Зайца из сказки “Колобок”.

5. Чтение второй учебной познавательной задачи: “Что такое родной язык?” (учебник, с. 8). Выяснение понимания значений слова язык, словосочетаний русский язык, родной язык.

6. Рассматривание рисунков и предложений, написанных на разных языках (учебник, упр. 5, с. 8). Ответы на вопросы учителя: “Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?”

Чтение текста под рубрикой “Обрати внимание!”.

Вывод: прочитать и понять написанное можно тогда, когда владеешь родным (или неродным) языком.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам, говорящим на своём родном языке. На этом этапе урока возможно прослушивание какого-либо текста на русском и иностранном языках, после чего ученики формулируют ответы на вопросы: “Какая речь звучала на русском языке? Как вы об этом узнали? А на каком языке звучала другая речь? Поняли ли вы её? Почему?”

7. Чтение сведений о языке: “Русский язык — государственный язык нашей страны, Российской Федерации” (учебник, с. 8). Выяснение понимания слова государственный и словосочетания Российская Федерация.

8. Списывание предложения, данного на русском языке (упр. 5, с. 8).

Необходимо обратить внимание учащихся на памятку 1 “Как научиться правильно списывать слова, предложения, текст” (учебник, с. 134).

Оценка правильности написанного предложения.

9. Работа со словосочетанием с непроверяемым написанием: русский язык (учебник, с. 8).

Необходимо обратить внимание учащихся на условное обозначение, по которому можно определить словарное слово, — “запомни правописание слова”. Рассмотрение рисунка к словарному слову. Выяснение значений многозначного слова язык, словосочетания русский язык; их запись с выделением трудных для написания мест в слове (орфограмм). Слово язык ученики находят в “Орфографическом словаре” (учебник, с. 137), к которому они всегда могут обратиться за помощью, если забудут написание словарных слов.

10. Самостоятельная работа. Вписать в предложение пропущенное слово. (“Рабочая тетрадь”, упр. 2, с. 5).

11. Итог урока. Выполнение задания рубрики “Проверь себя” (учебник, с. 8) либо обсуждение вопросов, данных на шмуцтитуле к разделу “Наша речь”.

Рекомендации для занятий в семье1

Так как работа на уроке была посвящена изучению раздела “Наша речь”, то родители могут дома закрепить с детьми все знания и умения, полученные ими на уроке. Повторите с ребёнком, для чего нужна речь, какой бывает речь, какие существуют виды речи, что такое родной язык.

Для более чёткого закрепления понятий устная речь и письменная речь предлагается выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 3, с. 5): подготовить дома инсценирование фрагментов сказки “Колобок”, изображённых на рисунках.


1 Согласно постановлению об утверждении СанПиНом от 29 декабря 2010 г. № 189 (пункт 1) 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”, в 1 классе обучение проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий.






Для любых предложений по сайту: [email protected]