Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1 КЛАСС
№ |
Название темы урока |
Количество часов |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Наша речь (2 ч) |
|||
1 |
Знакомство с учебником “Русский язык”. Наша речь. Её значение в жизни людей. Понятия: речь, слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя. Учебник: упр. 1, 2, с. 6. Рабочая тетрадь2: упр. 1, с. 4 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Познакомиться с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника). Высказываться о значении языка и речи в жизни людей. Познакомиться с основными видами речевой деятельности человека (слушание, говорение, чтение, письмо). Оценивать результаты своей деятельности |
2 |
Язык и речь. Устная и письменная речь (общее представление). Русский язык — родной язык русского народа. Русский язык — государственный язык нашей страны, Российской Федерации. Понятия: письменная речь, устная речь, родной язык, государственный язык. Словарь: русский язык. Учебник: упр. 3—5, с. 7—8; рубрика “Проверь себя”, с. 8. РТ: упр. 2, 3, с. 5 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Высказываться о значении языка и речи в жизни людей. Осознавать русский язык как великое национальное достояние русского народа. Проявлять уважение к русскому языку и языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты своей деятельности |
Текст, предложение, диалог (3 ч) |
|||
ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 ч) |
|||
3 |
Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Понятия: текст, заголовок текста. Учебник: упр. 1, 2, с. 10—11. РТ: упр. 1—3, с. 6—7 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Познакомиться с текстом как единицей речи. Различать текст и предложение. Выделять предложения из текста. Наблюдать над связью предложений в тексте. Подбирать заголовок к тексту. Составлять из слов и сочетаний слов предложения, располагать предложения так, чтобы получился текст. Воспроизводить содержание эпизодов из сказок по рисункам. Познакомиться с последовательностью действий при списывании (по памятке 1 в учебнике). Находить информацию (текстовую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание. Оценивать результаты своей деятельности |
4 |
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль (общее представление). Связь слов в предложении. Оформление предложений в устной и письменной речи. Понятия: предложение, законченная мысль. Словарь: ворона, воробей. Учебник: упр. 3—5, с. 11—12. РТ: упр. 4—6, с. 7—8 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Познакомиться с предложением. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи, соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить их с определённым предложением. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Оценивать результаты своей деятельности |
ДИАЛОГ (1 ч) |
|||
5 |
Диалог (общее представление). Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложения. Понятия: диалог, знак “тире” (—), знаки конца предложения (.?!). Учебник: упр. 6—8, с. 13—15; рубрика “Проверь себя”, с. 16. РТ: упр. 1—2, с. 9 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Познакомиться с диалогической речью. Выделять диалог в тексте. Наблюдать над оформлением предложений в диалогической речи. Выразительно читать диалог по ролям. Сотрудничать с одноклассниками при распределении ролей при чтении диалога. Составлять диалог по рисунку. Осознавать (через содержание рисунка и составленного по рисунку текста) необходимость уважительного отношения к старшим по возрасту. Оценивать результаты своей деятельности |
Слова, слова, слова... (4 ч) |
|||
6 |
Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Понятия: слово, значение слова. Учебник: упр. 1—5, с. 18—20. РТ: упр. 1, 2, с. 10—11 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Иметь представление о слове как единстве звучания и значения. Иметь представление о том, что русский язык богат словами. Определять роль слов в нашей речи. Распознавать слова, которые можно объединить одной темой (“Весна”, “Лето”, “Зима”). Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Составлять (устно) текст по рисунку и опорным словам. Оценивать результаты своей деятельности |
7 |
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Вопросы, на которые отвечают эти слова. Тематические группы слов. Словарь: слова-названия предметов, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Учебник: упр. 6—10, с. 21—23. РТ: упр. 3, с. 12 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу, находить в тексте такие слова. Ставить вопросы к словам-названиям предметов, признаков предметов, действий предметов. Работать с иллюстрацией, соотносить текст и рисунок, составлять ответ на вопрос: “Подходит ли рисунок к тексту?” Оценивать результаты своей деятельности |
8 |
Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова. Понятие: вежливые слова. Учебник: упр. 11 —14, с. 24—25. РТ: упр. 4—6, с. 13—14 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. Различать слова, называющие людей и животных, и другие слова, ставить к ним вопросы кто? и что? Различать вежливые слова и использовать их в речи. Составлять диалог с употреблением в нём вежливых слов. Оценивать результаты своей деятельности |
9 |
Однозначные и многозначные слова (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка. Понятия: однозначные, многозначные слова, слова, близкие и противоположные по значению. Словарь: пенал, карандаш Учебник: упр. 15—19, с. 26—28; рубрика “Страничка для любознательных”, с. 29; рубрика “Проверь себя”, с. 30. РТ: упр. 7—9, с. 15 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Наблюдать за употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении. Работать со словарями учебника (с “Толковым словарём”, “Словарём слов, близких по значению” и “Словарём слов, противоположных по значению”), находить в них нужную информацию о слове. Работать с рубрикой “Страничка для любознательных”: наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю. Оценивать результаты своей деятельности |
Слово и слог. Ударение (6 ч) |
|||
СЛОВО И СЛОГ (2 ч) |
|||
10 |
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие: слог. Учебник: упр. 1—3, с. 32—33. РТ: упр. 1—3, с. 16—17 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. Анализировать слоги исходя из количества в них гласных и согласных звуков. Подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Оценивать результаты своей деятельности |
11 |
Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов. Словарь: лисица. Учебник: упр. 4—7, с. 33—35; рубрика “Проверь себя”, с. 35. РТ: упр. 4, с. 17 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Выделять слоги в словах разными способами. Составлять слова из слогов. Анализировать слоговые модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Сотрудничать с партнёром при разыгрывании сценки сказки. Составлять речевое высказывание на заданную тему. Писать грамотно словарные слова. Оценивать результаты своей деятельности |
ПЕРЕНОС СЛОВ (2 ч) |
|||
12 |
Перенос слов (общее представление). Правила переноса слов с одной строки на другую. Понятие: перенос слов. Учебник: упр. 1—3, с. 36—37. РТ: упр. 1—2, с. 18 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Познакомиться с переносом части слова с одной строки на другую. Определять способ переноса слов в трёхсложных словах. Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк). Наблюдать над словом, как средством создания художественного образа. Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений. Оценивать результаты своей деятельности |
13 |
Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. Учебник: упр. 4, 5, рубрика “Проверь себя”, с. 38. РТ: упр. 7, с. 19 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Познакомиться с правилами переноса слов. Сравнивать слова по возможности переноса с одной строки на другую (ива, пою, ученик). Переносить слова по слогам. Понимать читаемый текст, находить в предложениях текста сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами. Оценивать результаты своей деятельности |
УДАРЕНИЕ (2 ч) |
|||
14 |
Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги. Работа с “Орфоэпическим словарём”. Понятия: ударение, ударный слог, безударный слог, орфоэпический словарь. Учебник: упр. 1—5, с. 39—41. РТ: упр. 1, с. 20; упр. 6, с. 22 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Осознавать значение термина ударение, понимать, что такое ударный и безударный слоги. Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Выразительно читать текст. Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове. Познакомиться с орфоэпическим словарём, находить в нём информацию по заданию учителя. Оценивать результаты своей деятельности |
15 |
Ударение. Словообразующая роль ударения. Словарь: сорока. Учебник: упр. 6—11, с. 42—44; рубрика “Проверь себя”, с. 44. РТ: упр. 2—5, с. 20—22 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок). Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Составлять текст-сказку по началу заключительной части и рисункам к сказке, данным в учебнике. Оценивать результаты своей деятельности |
Звуки и буквы (34 ч) |
|||
ЗВУКИ И БУКВЫ (2 ч) |
|||
16 |
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Понятия: звук, буква. Словарь: собака. Учебник: упр. 1—4, с. 46—47; упр. 10, с. 51. РТ: упр. 1, 2, с. 23 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Выразительно читать. Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Развивать речевой слух: слышать, произносить звуки, выделять звуки из слова. Составлять звуковые модели слов. Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы. Оценивать результаты своей деятельности |
17 |
Звуки и буквы. Условные обозначения звуков. Словарь: весело, пальто. Учебник: упр. 5—9, с. 48—50; рубрика “Страничка для любознательных”, с. 48; рубрика “Проверь себя”, с. 51. РТ: упр. 3—6, с. 24—25 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Работать с рубрикой “Страничка для любознательных”: познакомиться с принятыми в русском языке обозначениями звуков. Понимать условные обозначения звуков. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Различать звуки в слове. Оценивать результаты своей деятельности |
РУССКИЙ АЛФАВИТ, ИЛИ АЗБУКА (2 ч) |
|||
18 |
Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Понятие: алфавит. Словарь: хорошо. Учебник: упр. 1—4, с. 52—54; рубрика “Страничка для любознательных”, с. 53; упр. 8, с. 56. РТ: упр. 1—4, с. 26—27 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Высказываться о значимости изучения алфавита. Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой “Алфавит” в учебнике. Запоминать последовательность букв в алфавите. Работать с рубрикой “Страничка для любознательных”: познакомиться с этимологией слов алфавит и азбука. Оценивать результаты своей деятельности |
19 |
Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями. Словарь: ученик, ученица, учитель. Учебник: упр. 5—10, с. 54—56; рубрика “Проверь себя”, с. 57. РТ: упр. 5—8, с. 28—29 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Правильно называть буквы алфавита, определять их последовательность. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Применять знание алфавита при пользовании словарями. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. Оценивать результаты своей деятельности |
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч) |
|||
20 |
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Понятия: гласный звук; буква, обозначающая гласный звук. Учебник: упр. 1—5, с. 58—59. РТ: упр. 15, 16, с. 30 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Выразительно читать текст. Различать в слове гласные звуки по их признакам. Развивать речевой слух: слышать и произносить правильно гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с форзацами учебника “Чудо-городок звуков” и “Чудо-городок букв”, памяткой 3 в учебнике “Гласные звуки и буквы для их обозначения”. Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др. Оценивать результаты своей деятельности |
21 |
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков. Словарь: деревня. Учебник: упр. 6—8, с. 60. РТ: упр. 3—4, с. 31 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Определять “работу” букв, обозначающих гласные звуки в слове. Определять значения букв е, ё, ю, я в слове. Составлять рассуждение в соответствии с учебной задачей. Подбирать слова с заданным гласным звуком. Соотносить количество звуков и букв в словах с йотированными гласными. Наблюдать над смыслоразличительной функцией гласных в слове. Оценивать результаты своей деятельности |
22 |
Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков. Словарь иностранных слов. Понятие: словарь иностранных слов. Учебник: упр. 9, 10, с. 61—62; рубрика “Проверь себя”, с. 62. РТ: упр. 5—6, с. 32 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э или е. Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка заимствованными словами. Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. Составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию сказки Г. X. Андерсена “Дюймовочка”. Оценивать результаты своей деятельности |
УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (5 ч) |
|||
23 |
Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с памяткой 2 “Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки”. Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах (общее представление). Понятия: ударный гласный звук, безударный гласный звук. Учебник: упр. 1—5, с. 63—65. РТ: упр. 7, с. 33 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Определять качественную характеристику гласного звука: ударный или безударный. Познакомиться с памяткой 2 “Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки”, определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Оценивать результаты своей деятельности |
24 |
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов. Понятия: проверяемое слово, проверочное слово. Учебник: упр. 6—9, с. 66—67. РТ: упр. 8—9, с. 33—34 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Понимать значение терминов проверочное и проверяемое слова, осознавать их различие. Обучаться одному из способов проверки написания буквы безударного гласного звука путём изменения формы слова. Проговаривать вслух последовательность действий при подборе проверочного слова для слов с безударным гласным звуком. Подбирать проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы. Сравнивать написание проверяемой буквы в проверяемом слове и этой же буквы в проверочном слове. Оценивать результаты своей деятельности |
25 |
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Планирование учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Словарь: петух. Учебник: упр. 10—12, с. 67—68. РТ: упр. 24, 25, с. 34— 35 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Обучаться способу проверки написания буквы безударного гласного звука путём изменения формы слова. Проговаривать вслух последовательность действий при подборе проверочного слова для слов с безударным гласным звуком. Подбирать проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы. Сравнивать написание проверяемой буквы в проверяемом слове и этой же буквы в проверочном слове. Обосновывать написание двусложного слова с безударным гласным звуком. Определять трудности при обосновании написания слова и объяснять их причины. Оценивать результаты своей деятельности |
26 |
Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. Наблюдение над единообразным написанием буквы безударного гласного звука в одинаковой части (корне) однокоренных слов. Знакомство с “Орфографическим словарём”. Понятие: орфографический словарь. Словарь: заяц. Учебник: упр. 13—16, с. 69—70. РТ: упр. 12—13, с. 36— 37, упр. 15, с. 38 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Писать двусложные слова с безударным гласным звуком, объяснять их написание. Наблюдать за единообразным написанием буквы безударного гласного в одинаковой части (корне) однокоренных слов (без введения термина однокоренные слова). Познакомиться с орфографическим словарём. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова. Оценивать результаты своей деятельности |
27 |
Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочная работа. Словарь: корова, молоко. Учебник: упр. 17—20, с. 71—72; рубрика “Проверь себя”, с. 73. РТ: упр. 14, с. 37; упр. 16, с. 38 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой для 1 класса. Работать с “Орфографическим словарём” учебника, овладевать умением пользоваться “Орфографическим словарём” при затруднении и проверке написания слова с непроверяемыми орфограммами. Учиться работать с иллюстративной информацией, составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам. Оценивать результаты своей деятельности |
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (2 ч) |
|||
28 |
Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Проверочный словарный диктант. Понятия: согласный звук; буква, обозначающая согласный звук. Учебник: упр. 1—4, с. 74—75. РТ: упр. 1—2, с. 39 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и уметь правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Определять “работу” букв, обозначающих согласные звуки в слове. Писать грамотно словарные слова. Оценивать результаты своей деятельности |
29 |
Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. Понятие: удвоенные согласные. Словарь: класс (классный). Учебник: упр. 5—8, с. 76—77; рубрика “Проверь себя”, с. 77. РТ: упр. 3—4, с. 40 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать в слове согласные звуки по их признакам, обозначать их буквами. Выделять в словах согласные звуки и правильно их произносить. Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными. Устанавливать (под руководством учителя) способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). Оценивать результаты своей деятельности |
БУКВЫ Й И И (1 ч) |
|||
30 |
Буквы й и и. Звуки [й’] и [и]. Перенос слов с буквой й. Словарь: дежурный. Учебник: упр. 1—6, с. 78—80; рубрика “Проверь себя”, с. 80. РТ: упр. 1—2, с. 41 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать согласный звук [й’] (“и краткое”) и гласный звук [и], обозначать эти звуки буквами. Работать в парах: составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’]. Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой й (май-ка). Устанавливать (под руководством учителя) способ переноса слов с буквой й (чай-ка). Оценивать результаты своей деятельности |
ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч) |
|||
31 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков. Понятия: твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук. Учебник: упр. 1—4, с. 81—82. РТ: упр. 37, 38, с. 42 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно их произносить. Определять качественную характеристику согласного звука в слове: твёрдый или мягкий. Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука в словах. Наблюдать над смыслоразличительной ролью твёрдых и мягких согласных звуков. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м’], [м]. Преобразовывать звуковые модели слов в буквенные. Оценивать результаты своей деятельности |
32 |
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки и их обозначение на письме буквами. Понятия: парные согласные звуки по твёрдости- мягкости, непарные согласные звуки. Словарь: ребята. Учебник: упр. 5—7, с. 83—84. РТ: упр. 3—4, с. 43 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки, объяснять, как обозначена на письме их мягкость. Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках, находить в таблице парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Определять “работу” букв, которыми обозначены согласные звуки. Осмысливать содержание текста, понимать его главную мысль: каждый гражданин России несёт ответственность за сохранение мира в своей стране. Оценивать результаты своей деятельности |
33 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами. Понятие: буквы, указывающие на мягкость согласного звука. Учебник: упр. 8—10, с. 85—86; рубрика “Проверь себя”, с. 86. РТ: упр. 5, с. 44 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Определять “работу” букв е, ё, ю, я, и, ь после согласных в слове. Классифицировать слова по той роли, которую в них выполняют буквы е, ё, ю, я, и, ь. Обозначать на письме твёрдость (мягкость) согласного звука. Писать и обосновывать правописание слов (с изученными орфограммами). Учиться понимать интонацию и музыкальность прочитанного поэтического текста. Оценивать результаты своей деятельности |
МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) (3 ч) |
|||
34 |
Буква “мягкий знак” (ъ) как показатель мягкости согласного звука. Понятие: мягкий знак (ъ) как показатель мягкости согласного звука. Учебник: упр. 1—4, с. 87—88. РТ: упр. 6, с. 44; упр. 1—2, с. 45 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Определять роль буквы “мягкий знак” (ь) в словах (уголь, угольки). Сопоставлять значение и написание слов типа шесть — шест. Соотносить количество звуков и букв в словах типа мел — мель. Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах. Находить слова с буквой “мягкий знак” (ь) среди других слов, подбирать свои примеры слов с мягким знаком (ь). Учиться обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Наблюдать над значением названий (подснежник, разведчик). Оценивать результаты своей деятельности |
35 |
Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой “мягкий знак” (ь). Перенос слов с буквой “мягкий знак” (ь). Учебник: упр. 5—7, с. 89. РТ: упр. 45, 46, с. 46 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. “Читать”, составлять звуковые модели слов с буквой “мягкий знак” (ь) типа [гус’], [п’ат’], преобразовывать их в буквенные. Писать слова с мягким знаком (ь) и объяснять их написание. Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова, устанавливать правило переноса таких слов, накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (ь) (паль-цы, паль-то). Понимать содержание читаемого текста, обсуждать его тему и главную мысль: каков должен быть внешний облик ученика. Оценивать результаты своей деятельности |
36 |
Правописание слов с мягким знаком (ь). Работа с текстом: составление текста из деформированных предложений с опорой на рисунок. Учебник: упр. 8—10, с. 90—91; рубрика “Проверь себя”, с. 91. РТ: упр. 5, 6, с. 47 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить в тексте слова с мягким знаком (ь), определять его роль в слове. Понимать смысловое содержание текста и слов в тексте. Учиться осознавать (на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких понятий, как взаимовыручка, взаимопомощь. Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений: определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений. Оценивать результаты своей деятельности |
ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (5 ч) |
|||
37 |
Особенности глухих и звонких согласных звуков. Понятия: звонкий согласный звук, глухой согласный звук. Учебник: упр. 1—4, с. 92—93. РТ: упр. 1, с. 48; упр. 3, с. 49 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Наблюдать над особенностями глухих и звонких согласных. Дифференцировать глухие и звонкие согласные по звучанию. Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки в слове и вне слова. Наблюдать над смыслоразличительной ролью глухих и звонких согласных звуков. Различать глухие и звонкие согласные звуки и буквы, которыми обозначаются эти звуки. Оценивать результаты своей деятельности |
38 |
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Наблюдение над произнесением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. Понятия: парные по глухости-звонкости согласные звуки, непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Словарь: тетрадь. Учебник: упр. 5—7, с. 94—95; рубрика “Страничка для любознательных”, с. 94, 96. РТ: упр. 2, с. 48 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Работать с рубрикой “Страничка для любознательных”. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Запоминать парные по глухости-звонкости согласные звуки. Определять их в слове и правильно произносить. Различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Наблюдать над произнесением парного согласного звука на конце слова (глаз, алмаз). Работать с форзацами учебника “Чудо-городок звуков” и “Чудо-городок букв”, с памяткой 4 “Согласные звуки русского языка” в учебнике. Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника. Оценивать результаты своей деятельности |
39 |
Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных (общее представление). Понятия: проверяемое слово, проверочное слово. Учебник: упр. 8—10, с. 96—98. РТ: упр. 4, с. 49; упр. 7, с. 51 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Понимать значение терминов проверочное и проверяемое слова, осознавать их различие. Обучаться одному из способов проверки написания буквы парного согласного звука на конце слова путём изменения формы слова. Сравнивать написание проверяемой буквы в проверяемом слове и этой же буквы в проверочном слове. Оценивать результаты своей деятельности |
40 |
Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Планирование учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Словарь: медведь. Учебник: упр. 11 —16, с. 99—101. РТ: упр. 5—6, с. 50 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Обучаться одному из способов проверки написания буквы, обозначающей парный согласный звук на конце слова, путём изменения формы слова. Проговаривать вслух последовательность действий при подборе проверочного слова для слов с парным согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы. Сравнивать написание проверяемой буквы в проверяемом слове и этой же буквы в проверочном слове. Писать слова с парным согласным на конце слова, объяснять их правописание. Оценивать результаты своей деятельности |
41 |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Наблюдение над единообразным написанием буквы парного по глухости-звонкости согласного звука в одинаковой части (корне) однокоренных слов и форм одного и того же слова. Работа с текстом: определение темы, главной мысли, выбор из текста части, соответствующей данным рисункам. Учебник: упр. 17—19, с. 102—103; рубрика “Проверь себя”, с. 103. РТ: упр. 8—10, с. 51—52 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова, объяснять их написание. Наблюдать за единообразным написанием буквы парного по глухости-звонкости согласного звука в одинаковой части (корне) однокоренных слов (без введения термина однокоренные слова). Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок, соотносить текст и рисунки, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки. Высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на Земле (на основе содержания прочитанного текста). Оценивать результаты своей деятельности |
ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ч) |
|||
42 |
Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки. Буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. Понятия: шипящий согласный звук, непарный мягкий шипящий звук, непарный твёрдый шипящий звук. Словарь: работа (работать, рабочий). Учебник: упр. 1—6, с. 104—107; рубрика “Страничка для любознательных”, с. 105, 107; рубрика “Проверь себя”, с. 107. РТ: упр. 1—2, с. 53 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Работать с рубрикой “Страничка для любознательных”: познакомиться с происхождением названия шипящие звуки, с этимологией слова карандаш. Оценивать результаты своей деятельности |
Проект “Скороговорки”. Учебник: рубрика “Наши проекты”, с. 108—109 |
Совместная проектная деятельность со взрослыми. Презентация результатов деятельности |
||
БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЧТ (1 ч) |
|||
43 |
Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт. Произношение слов с буквосочетаниями с чн и чт в соответствии с нормами литературного произношения. Работа с “Орфоэпическим словарём”. Понятие: буквосочетание. Словарь: девочка. Учебник: упр. 1—4, с. 110—111; упр. 8, 9, с. 112—113. РТ: упр. 1—2, с. 54 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить в словах сочетания чк, чн, чт. Наблюдать над правописанием буквосочетаний чк, чн, чт; запоминать правило написания этих буквосочетаний. Подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать с “Орфоэпическим словарём”. Произносить слова с сочетаниями чн, чт (скучно, чтобы и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Осмысливать содержание текста, наблюдать над эмоциональностью слов, через текст получать представление о православном празднике на Руси. Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Оценивать результаты своей деятельности |
Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт3. Учебник: упр. 5—7, с. 111 —112; упр. 10, рубрика “Проверь себя”, с. 114. РТ: упр. 3—5, с. 55 |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить в словах сочетания чк, чн, чт. Преобразовывать звуковые модели слов в буквенные. Сопоставлять правила обозначения мягкости согласного мягким знаком (ь) и отсутствие мягкого знака в написании буквосочетаний чк, чн. Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Наблюдать над ритмичностью слов в скороговорке; подбирать рифмующиеся слова к данным. Выразительно читать. Наблюдать над образностью слова (олицетворением) в тексте, когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого. Оценивать результаты своей деятельности |
||
БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (3 ч) |
|||
44 |
Буквосочетания жи—ши, ча— ща, чу — щу. Правило правописания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу — щу. Понятие: шипящие согласные звуки. Словарь: машина. Учебник: упр. 1, 2, с. 115—116. РТ: упр. 1—2, с. 56 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Применять правило при написании слов с данными буквосочетаниями. Оценивать результаты своей деятельности |
45 |
Правописание слов с буквосочетаниями жи—ши. Понятие: непарный твёрдый шипящий звук. Учебник: упр. 3—6, с. 116—118; рубрика “Страничка для любознательных”, с. 116. РТ: упр. 3—4, с. 57 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить в словах буквосочетания жи—ши; соотносить произношение гласного звука в буквосочетаниях жи—ши с его обозначением на письме буквой и. Уметь работать с рубрикой “Страничка для любознательных”: знакомиться со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Уметь работать с форзацем учебника “Чудо-городок букв”. Писать слова в соответствии с изученными правилами письма. Восстанавливать деформированные строки в тексте. Оценивать результаты своей деятельности |
46 |
Правописание слов с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу. Понятие: непарный мягкий шипящий звук. Учебник: упр. 7—13, с. 118—121; рубрика “Проверь себя”, с. 121. РТ: упр. 5, с. 58; упр. 7, с. 59 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить в словах буквосочетания ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Распространять предложения другими словами, составлять из частей предложения скороговорки; передавать в устной форме содержание эпизода из сказки по рисунку. Осознавать (на основе содержания текста) чувства искренности, радушия, благожелательности к тем, кого приглашаешь в гости. Уметь работать с форзацем учебника “Чудо-городок букв”. Писать слова с сочетаниями ча—ща, чу—щу. Оценивать результаты своей деятельности |
Правописание слов с изученными буквосочетаниями4. Проверочный диктант. РТ: упр. 6, с. 58; упр. 8, с. 59 |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Подбирать слова с изученными буквосочетаниями, писать их в соответствии с правилами письма. Выполнять задания в связи с поставленной языковой задачей. Оценивать результаты своей деятельности |
||
ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ (3 ч) |
|||
47 |
Заглавная буква (общее представление). Понятие: заглавная буква. Словарь: Москва. Учебник: упр. 1—5, с. 122—124; рубрика “Страничка для любознательных”, с. 123. РТ: упр. 1—2, с. 60 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Уметь работать с рубрикой “Страничка для любознательных”: знакомиться с происхождением названий некоторых русских городов. Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Оценивать результаты своей деятельности |
48 |
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях. Понятия: имя, отчество, фамилия. Учебник: упр. 6—8, с. 125—126. РТ: упр. 3, с. 61 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Понимать значение слов: имя, отчество, фамилия. Осознавать правила вежливого обращения к собеседнику. Составлять рассказ о своей малой родине по вопросам учителя, а также на тему одной из поговорок. Применять правила написания заглавной буквы. Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Оценивать результаты своей деятельности |
49 |
Заглавная буква в кличках животных. Понятия: названия животных, клички животных. Учебник: упр. 9—12, с. 126—128; рубрика “Проверь себя”, с. 128. РТ: упр. 4, с. 61 |
1 ч |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать слова-названия животных и клички животных. Познакомиться с правилом написания заглавной буквы в кличках животных. Сопоставлять правописание слов типа Орёл (город) и орёл (птица). Составлять текст по рисунку. Применять правило написания заглавной буквы. Оценивать результаты своей деятельности |
Проект “Сказочная страничка”. Учебник: рубрика “Наши проекты”, с. 129 |
Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации |
||
Повторение (1 ч) |
|||
50 |
Повторение изученного материала. Учебник: упр. 1—6, с. 130—132; рубрика “Проверь себя”, с. 133. РТ: упр. 1—4, с. 62—63 |
1 На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.
В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
2 Далее в таблице будет использоваться сокращение РТ.
3 Урок возможен как дополнительный.
4 Урок возможен как дополнительный.