Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока: ознакомить учащихся со способом проверки букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные на конце слова; формировать умение в правописании слов с парными согласными на конце; различать слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых не совпадает с произношением; способствовать развитию поэтического слуха учащихся через наблюдение над ролью согласных звуков в художественном тексте.
ХОД УРОКА
I. Игра “Расскажи и покажи”. Учащиеся излагают свой вариант творческого продолжения сказки про цыплёнка с опорой на рисунки, сделанные дома. Учитель читает до конца произведение К. Чуковского и предлагает учащимся сравнить их творческие дополнения с замыслом писателя.
II. Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова (упр. 213). Задания можно выполнить и устно: “В слове глаз слышится звук [с], а пишется буква з — глаза; в слове нос слышится звук [с] и пишется буква с — носы”. Сравнение правописания слов с парными звонкими и глухими согласными звуками на конце заканчивается сообщением о способах проверки парных согласных звуков на конце слова.
III. Упражнение в правописании слов с парными согласными на конце (упр. 214—216). Эти задания предполагают постепенное нарастание сложности выполняемой работы и повышение степени самостоятельности учащихся в правописании.
Выполнение упражнения 214 осуществляется коллективно, под руководством учителя. Следует ограничиться первой строчкой, оставив последующие строчки на домашнюю работу. В упражнении 216 объяснение выбора проводится посредством изменения формы единственного числа на форму множественного. После этого учащиеся записывают слова, вставляя пропущенные буквы.
Упражнение 215 является резервным. При выполнении упражнения учитель предлагает детям сравнить слова луг и лук, пруд и прут по значению, звучанию и написанию, например: пруд — водоём и прут — тонкая ветка без листьев.
Объяснение учителя:
— В устной речи значение этих слов можно различить, используя дополнительно другие слова (глубокий пруд, берёзовый прут), а на письме необходимо ещё подумать, какую букву надо написать. Для этого надо изменить слово так, чтобы оно оканчивалось гласным звуком: в глубоком пруду, но берёзовым прутом.
IV. В упражнении 217 орфографическая работа связана с заданиями по развитию речи. Отвечая на вопросы по обоснованию правописания слов уж, ёж, дети осваивают и образец рассуждения: “В слове уж слышится звук [ш], а пишется буква ж, так как проверочное слово ужи”.
Ответы на вопросы к тексту составляются коллективно, а записываются самостоятельно. (К Ужу пришёл Ёж. Не стало житья ужам от Ежа.)
V. Рубрика “Словесное творчество” (упр. 218) направлена на развитие поэтического слуха и предполагает наблюдение над ролью согласных звуков в поэтических текстах.
Выразительное чтение стихотворения помогает учащимся сделать вывод: в стихотворных строках А. Блока передаются раскаты грома с помощью звонких согласных звуков [г], [г’], [р], [р’].
Рекомендации для занятий дома: закончить упр. 214.
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 4—6 (с. 56, 57).