Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока: углублять представления детей о словах, противоположных по значению; осмысливать роль и значение антонимов в речи, сравнивать, обогащать речь детей словами — нравственными характеристиками.
ХОД УРОКА
I. Творческая переменка (упр. 64) как продолжение проверки домашнего задания.
Творческая переменка позволяет решать целый ряд задач. Исправляя неточности, которые допустил Ваня, заполняя в библиотеке читательскую заявку на книги, учащиеся прежде всего обнаруживают свою читательскую культуру: знают ли они сами правильные названия этих книг.
Наряду с этим первоклассники развивают умение подбирать слова, близкие по значению, и соотносить их по смысловым, эмоциональным, стилистическим оттенкам. Не менее важно, что учащиеся на примере мастеров искусства слова учатся творческому обращению со словом.
— Почему Г.-X. Андерсен назвал своё произведение “Гадкий утёнок”? Он мог дать название сказке “Некрасивый утёнок”. (В слове гадкий выражается злое, презрительное отношение. Именно так относились к бедной птице все окружающие.)
— Почему С. Аксаков выбрал для названия своей сказки слово аленький, а не красненький? (Алый значит “ярко-красный, горящий огнём, освещающий всё вокруг”. Слово аленький больше подходит для волшебного цветка.)
II. Запись уточнённых названий произведений с каллиграфическим заданием. (Правильное написание букв А, а.)
III. Работа над словами с противоположным значением.
Знакомство со словарём антонимов, т. е. со словарём слов с противоположным значением, анализ антонимических пар, запись пословиц (см.: Словарь М. Р. Львова.)
В упражнении 62 лексический анализ слов белый, чёрный следует связать с понятиями “добро” и “зло”.
— Издавна народ наделял чёрный цвет и само слово чёрный значением плохой, связывал с понятием зла. Слышали ли вы такие выражения: задумал чёрное дело, возникли чёрные мысли, настал чёрный день? Как вы их понимаете?
Наоборот, белый цвет означал чистоту, красоту, доброту. Какие девушки в сказках обычно сравнивались с белыми лебёдушками? (Красивые, добрые, хорошие.)
Подбор антонимов (упр. 63). Завершение предложения:
Я хочу быть (каким?) ...