Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Обучение грамоте по “Прописям”
115 ч (5 ч в неделю)1
№ урока |
Тема урока |
Задачи урока |
Характеристика учебной деятельности учащихся |
ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (16 ч) |
|||
Пропись № 1 |
|||
1 |
Знакомство с прописью. С. 3 |
Знакомство учащихся с гигиеническими правилами письма: посадка, положение прописи, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму. |
Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте. |
2 |
Выполнение рисунков в прописи. С. 4 |
Формирование умений правильно держать ручку, сохранять позу за столом, располагать тетрадь при выполнении заданий. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. |
Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом. Выполнять работу по образцу. |
3 |
Знакомство с разлиновкой прописи. С. 5 |
Знакомство с разлиновкой прописи. Формирование умения соблюдать наклон при проведении горизонтальных и наклонных линий. Формирование умения обводить предметы по контуру. Развитие наблюдательности. |
Различать направление линий в прописи. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения. |
4 |
Знакомство с основным алгоритмом письма. С. 6 — 8 |
Знакомство с этапами овладения алгоритмом письма с помощью маршрутного листа (6 элементов). Формирование умения писать и соединять “крючок” и наклонную линию. |
Отслеживать этапы освоения основного алгоритма письма с помощью маршрутного листа. Различать последовательность написания элементов буквы и. |
5 |
Знакомство с основным алгоритмом письма. С. 9 |
Знакомство с седьмым элементом алгоритма. Формирование умения находить основные места соединения элементов и букв между собой: 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений. |
Комментировать этапы выполнения основного алгоритма письма (написание буквы и). Находить характерные элементы основного алгоритма в образце письма. |
6 |
Закрепление умений. С. 10 |
Отработка умений писать элементы основного алгоритма. |
Сопоставлять изученные элементы, находить их сходство и различия. Строить монологическую речь в процессе выполнения графических действий. Определять элементы алгоритма на слух и воспроизводить их на бумаге. |
7 |
Знакомство с рабочим пространством дополнительных строк. С. 11 |
Формирование умений проводить наклонные линии, используя пространство дополнительных строк, писать “крючки”. |
Ориентироваться в разлиновке прописи, различать рабочую и дополнительную строчки. Тренироваться, в написании “крючков” и контролировать свою работу (находить правильно выполненные, исправлять неверные). |
8 |
Написание элементов букв И, Г, П, Т. С. 12 |
Освоение письма элементов букв Г, П, Т. Развитие наблюдательности. |
Выполнять задание по образцу. Сопоставлять похожие элементы прописных букв И, Г, П, находить сходства и различия в их написании. |
9 |
Написание элементов букв Л, Г. С. 13 |
Обучение умению различать похожие элементы букв. Освоение основного алгоритма письма (письмо буквы и). Формирование умения писать букву и. Знакомство с правилами работы в паре. |
Сопоставлять похожие элементы прописных букв Л и Г, находить сходства и различия, в их написании (письмо буквы Г начинается сверху, а в букве Л — снизу). Ориентироваться, в тетради товарища при обмене тетрадями (работа в паре). |
10 |
Написание элементов букв н, к, Э. С. 14 |
Формирование умения выписывать новый элемент (“стульчик”) буквы к. Формирование умения ответственно относиться к выполнению задания, к проверке работы товарища. |
Анализировать образцы письма: находить места соединения элементов в букве и в слове, находить усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначать их условными значками. Проверять выполнение задания товарищем при работе в парах, корректно сообщать об ошибках товарища. |
11 |
Написание элементов букв К, И. С. 15 |
Формирование умения выписывать новый элемент (“двойной крючок”), находить основные места соединения элементов и букв между собой в слове: 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений. |
Контролировать расстояние между элементами во время их написания. Самостоятельно находить усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначать их условными значками. |
12 |
Написание элементов буквы у. С. 16—17 |
Знакомство с новым элементом “петля”. Отработка умений писать изученные элементы букв. Развитие наблюдательности. |
Участвовать в анализе новых элементов. Соблюдать пропорции при написании петли буквы у. |
13 |
Написание элементов букв п, Н. С. 18—19 |
Знакомство с новым элементом “бугорок”. Формирование умений воспроизводить услышанный алгоритм написания элемента на письме, комментировать вслух письмо заданного элемента. Развитие внимания, усидчивости. |
Сопоставлять услышанный алгоритм с написанным элементом. Рассуждать при сравнении выполняемых элементов букв. Комментировать вслух написание изученных элементов. |
14 |
Соединение 3-х и 4-х “крючков” в связку. С. 20—21 |
Формирование умений соединять “крючки” в связку. Отработка умений писать изученные элементы букв. Развитие наблюдательности. |
Писать буквы и, ш. Соблюдать наклон при письме. Проверять выполнение задания товарищем. |
15* |
Закрепление изученного. С. 22—23 |
Отработка умений писать элементы основного алгоритма письма, воспроизводить их по памяти. Развитие пространственных представлений. |
Воспроизводить полностью основной алгоритм письма (букву и) и комментировать его при письме. Воспроизводить написание элементов по памяти (под диктовку учителя). |
16* |
Закрепление изученного. С. 24—25 |
Упражнение в написании элементов букв. |
Тренировать написание основного алгоритма письма (буквы и), воспроизводить его по образцу и на слух. Сопоставлять предложенные элементы букв и соединений, находить известные. |
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД2 (86 ч)
17 |
Письмо строчной буквы а. С. 26—27 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы а. Формирование осознанного отношения к письму (использование основного алгоритма письма при написании буквы а). Развитие наблюдательности и умения анализировать письмо новой буквы. |
Сравнивать написание букв а и и, находить общие элементы. Планировать последовательность написания буквы а. Анализировать графические ошибки в написании буквы а. Вписывать изученную букву в образец, читать незнакомые слова с опорой на рисунок. Находить изученную букву в алфавите. |
18 |
Письмо строчной буквы у. С. 28—29 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы у. Формирование умений сравнивать две изученные буквы (а и у), писать две буквы в связке, показывая безотрывное соединение двух букв (отрыв-отдых при написании первой буквы). Развитие внимания на игровом материале. |
Воспроизводить написание буквы у по образцу. Сравнивать написание букв а ж у, находить одинаковые элементы. Правильно соединять две буквы. Восстанавливать последовательность алгоритма письма буквы у. |
19 |
Письмо заглавной буквы А. С. 30—31 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы А. Формирование умения поэтапно выстраивать свои действия при письме и анализировать их. Развитие наблюдательности при сравнении написания букв с образцом. |
Участвовать в анализе алгоритма написания заглавной буквы А. Выполнять поэтапно письмо букв. Находить графические ошибки в написании слов. Узнавать характерные элементы букв и дополнять буквы недостающими элементами. Находить изученную букву в алфавите. |
20 |
Письмо заглавной буквы У. С. 32—33 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы У. Формирование умений обозначать интонацию восклицания на письме знаками завершения. |
Правильно соединять изученные буквы на письме. Обозначать на письме интонацию восклицания знаками завершения. Классифицировать печатные и письменные буквы. |
21* |
Закрепление изученного. С. 34—35 |
Закрепление умений писать буквы а, у, и, А, У. Развитие внимания, интуиции. |
Дополнять буквы недостающими элементами. Классифицировать буквы по разным признакам. Тренироваться, в написании математических знаков. Не читая, определять место каждого слова в записи предложения, вписывать пропущенные буквы в слова. |
22 |
Письмо строчной буквы м. С. 36—37 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы м. Формирование умения писать буквы в связке. |
Воспроизводить написание буквы по произнесённому алгоритму. Писать слово из 4-х букв (мама). Читать слова с опорой на рисунки, определять место буквы в слове, вписывать недостающие буквы. Восстанавливать деформированное слово (дописывать недостающие элементы букв). |
23 |
Письмо строчной буквы н. С. 38—39 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы н. Формирование умений комментировать письмо, сравнивать написание новых букв с написанием изученных. Формирование умений работать в паре. |
Анализировать написание буквы н, находить знакомые элементы письма. Угадывать букву по комментированию. Писать букву под комментирование. Проверять работу друг друга. |
24 |
Письмо заглавной буквы М. С. 40—41 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы М. |
Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно). Конструировать слово из набора букв. Писать буквы в связке. Давать графическое задание товарищу и проверять его выполнение. |
25 |
Письмо заглавной буквы Н. С. 42—43 |
Формирование умения самостоятельно строить алгоритм написания новой буквы. Освоение алгоритма написания заглавной буквы Н. Развитие графической зоркости. |
Анализировать написание буквы Н, находить знакомые элементы письма. Писать предложение, правильно оформлять его на письме. Классифицировать буквы по разным признакам. Восстанавливать буквы по характерным элементам. |
26* |
Закрепление изученного. С. 44—45 |
Закрепление умений писать буквы в связке; правильно оформлять предложение на письме; писать имена с большой буквы. |
Дописывать букву в словосочетание, предлагать разные варианты. Составлять слова из слогов. Вычленять слово в таблице, заполненной буквами. |
Пропись № 2 |
|||
27 |
Письмо строчной буквы о. С. 3—5 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы о. Формирование умения проводить анализ начертания изучаемой буквы, способов соединения с другими буквами. |
Экспериментировать с изображением буквы о (сложение листа бумаги), наблюдать, делать выводы (совпадение верхней и нижней частей буквы о). Участвовать в анализе начертания буквы о, совместно вырабатывать алгоритм её написания. Сопоставлять верхнее и нижнее соединение букв с буквой о. Писать слова (слоги) по образцу (по пунктиру, самостоятельно). |
28 |
Письмо строчной буквы э. С. 6—7 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы э. Развитие графической зоркости. |
Воспроизводить изученные буквы на слух. Угадывать место изученных букв в слове, вписывать их. Восстанавливать буквы по характерным элементам. |
29 |
Письмо заглавной буквы О. С. 8—9 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы О. Формирование умения соблюдать интервал между словами при письме. |
Соотносить слова он, она, оно с названиями предметов. Оценивать свои возможности и выбирать задание из предложенных (письмо по пунктиру или самостоятельное). Восстанавливать деформированное слово по нижним элементам букв и дописывать его. Объяснять смысл пословицы. |
30 |
Письмо заглавной буквы Э. С. 10—11 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы Э. Расширение словарного запаса учащихся. Развитие наблюдательности. |
Сравнивать начертание букв, выявлять их графическое сходство, определять, по каким признакам сгруппированы буквы. Соотносить букву и её элементы. Ориентироваться в таблице (находить и вычёркивать заданную букву). |
31* |
Закрепление изученного. С. 12—13 |
Закрепление умений писать слова по пунктиру и самостоятельно; правильно оформлять предложение на письме. |
Анализировать и сравнивать написание изученной и новой букв (м и л). Составлять слова из букв. Выбирать задание из предложенных (письмо по пунктиру или самостоятельное). Записывать ответ на вопрос. Ориентироваться, в таблице букв (находить слова среди букв). |
32 |
Письмо строчной буквы р. С. 14—15 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы р, способов соединения её с другими буквами на письме. |
Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм её написания. Конструировать буквы из элементов. |
33 |
Письмо строчной буквы л. С. 16—17 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы л, способов соединения её с другими буквами на письме. Формирование умения интонировать вопросительное предложение. |
Писать слова и предложения по пунктиру и самостоятельно. Правильно оформлять запись предложения, соблюдать интервал между словами. Анализировать графические ошибки, находить правильно написанную букву. |
34 |
Письмо заглавной буквы Р. С. 18—19 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы Р, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие внимания, мышления, способности анализировать. |
Анализировать образец письма, вычленять все мелкие элементы предложенного слова. Дописывать деформированные слова. Находить заданную букву в таблице. |
35 |
Письмо заглавной буквы Л. С. 20—21 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы Л, способов соединения её с другими буквами на письме. Формирование навыка писать имена с большой буквы. |
Сравнивать и анализировать начертание буквы Л с изученными буквами. Наблюдать за изменением слов в предложении (по родам). Конструировать слово из заданного набора букв. |
36* |
Закрепление изученного. С. 22—23 |
Закрепление умений писать слова по пунктиру и самостоятельно; правильно оформлять предложение на письме. Развитие внимания, наблюдательности. |
Писать слова и предложения по образцу, выбирать способ выполнения задания (письмо по пунктиру или самостоятельно). Наблюдать за изменением слов по родам и по числам. Читать предложение-палиндром. |
37 |
Письмо строчной буквы ы. С. 24—25 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы ы. Развитие воображения, логики, смекалки. |
Выполнять задание по образцу. Восстанавливать деформированные буквы. Устанавливать последовательность поэтапного письма. Наблюдать за изменением слов по числам. Решать ребусы. |
38 |
Письмо строчной буквы и. С. 26—27 |
Формирование навыка писать имена и фамилии с большой буквы. Формирование коммуникативных умений, развитие речи. |
Сопоставлять начертание буквы и с другими буквами. Комментировать письмо изученных букв. Узнавать деформированные слова и восстанавливать их. Задавать вопросы, формулировать задание товарищу. |
39 |
Письмо заглавной буквы И. С. 28—29 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы И. Обучение умению делать паузы при письме, формирование навыка безотрывно выполнять соединение букв. |
Выводить самостоятельно алгоритм написания буквы И. Наблюдать за соединением букв между собой, правильно соединять их на письме. Подбирать букву, чтобы восстановить слово. Сопоставлять строчные и заглавные буквы. |
40* |
Закрепление изученного. С. 30—31 |
Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. |
Писать слова под диктовку и по образцу. Определять букву на слух по заданному алгоритму. Записывать печатные слоги письменными буквами. Восстанавливать деформированные слова. |
41 |
Закрепление изученного. С. 32—33 |
Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. Развитие логики, внимания, наблюдательности. |
Сравнивать начертание букв, находить общее и отличия. Упражняться в соединении букв между собой. Составлять и записывать слоги с печатной буквой. Восстанавливать деформированные слова. |
42 |
Письмо строчной буквы й. С. 34—35 |
Формирование умений соблюдать при письме высоту и ширину букв; правильно употреблять заглавные буквы при письме (начало предложения, имена людей, клички животных). |
Правильно употреблять заглавные буквы при письме (начало предложения, имена людей, клички животных). Конструировать слово из набора букв. |
43* 44* |
Диагностика и тренинг С. 36—41 |
Сравнивать свою работу с образцом, оценивать свои достижения с помощью листа диагностики. |
|
45 |
Письмо заглавной буквы Й. С. 42—43 |
Обучение самостоятельному письму по памяти (с опорой на начальные буквы слов). Развитие умения выполнять взаимопроверку. |
Сравнивать слова, находить общую часть, использовать наблюдения при письме. Выполнять письмо по памяти. Составлять слова по образцу. Конструировать буквы из графических элементов, слова из слогов. Проверять выполнение задания товарищем, корректно сообщать об ошибках. |
46 |
Письмо строчной буквы б. С. 44—45 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы б, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие графической зоркости, наблюдательности. |
Анализировать начертание буквы б, вырабатывать алгоритм её написания. Находить правильно выполненную букву среди 6 предложенных, объяснять графические ошибки в других буквах. |
47 |
Письмо строчной буквы п С. 46—47 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы п, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие графической зоркости, наблюдательности. |
Анализировать начертание буквы п, вырабатывать алгоритм её написания. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы на письме. |
48 |
Письмо заглавной буквы Б. С. 48—49 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы Б, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие речи, наблюдательности, логики. |
Вычленять известные элементы в начертании буквы Б. Выполнять письмо с графическим комментированием. Наблюдать за парами слов, устанавливать сходство и различие. |
49 |
Письмо заглавной буквы П. С. 50—51 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы П, способов соединения её с другими буквами на письме. |
Коллективно составлять алгоритм написания буквы П. Определять в слове графические ошибки, сравнивать с образцом. Конструировать слова из слогов, из заданного слова (анаграммы). |
50* |
Закрепление изученного. С. 52—53 |
Закрепление умений писать предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру). Развитие орфографической зоркости. |
Выполнять задание по образцу. Правильно употреблять большую букву в словах и при оформлении предложения. Классифицировать буквы по характерным элементам. Восстанавливать деформированные слова. Находить слова в таблице букв. |
51 |
Письмо строчной буквы в. С. 54—55 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы в, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие монологической речи. |
Проговаривать алгоритм написания строчной буквы в. Записывать буквы по алгоритму под диктовку; слова, данные печатными буквами. Находить общие элементы в буквах. |
52 |
Письмо строчной буквы ф. С. 56—57 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы ф, способов соединения её с другими буквами на письме. Формирование умения самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы. |
Находить известные элементы в новых буквах. Самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы. Вычленять из ряда правильно написанную букву. |
53 |
Письмо заглавной буквы В. С. 58—59 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы В, способов соединения её с другими буквами на письме. Отрабатывать умение правильно употреблять большую букву при письме. |
Записывать слоги под диктовку алгоритма написания. Анализировать виды соединения с другими буквами. Наблюдать за изменением слов по числам, использовать наблюдения при записи слов с глухими согласными. |
54 |
Письмо заглавной буквы Ф. С. 60—61 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы Ф, способов соединения её с другими буквами на письме. Развитие логики, смекалки, наблюдательности. |
Выполнять письмо по образцу (самостоятельно). Восстанавливать деформированные слова, буквы. Ориентироваться, в столбцах таблицы, дополнять слова буквами. |
55* |
Закрепление изученных букв. С. 62—63 |
Закрепление умений писать предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру). Развитие орфографической зоркости. |
Составлять предложение из данных слов. Наблюдать за изменением слов по смыслу и на письме. Записывать слова, данные печатными буквами. |
Пропись № 3 |
|||
56 |
Письмо строчной буквы г. С. 3—5 |
Развитие орфографической зоркости путём наблюдения за получением нового слова с помощью перестановки букв. Формирование умений: а) дополнять предложенные слова недостающими элементами в буквах; б) выдерживать интервал между словами. |
Комментировать алгоритм буквы, определять правильность написания и пути устранения графических ошибок. Выполнять написание слов по образцу. Наблюдать за получением нового слова с помощью перестановки букв. |
57 |
Письмо строчной буквы к. С. 6—7 |
Освоение алгоритма написания буквы к. Формирование знаний о месте соединения новой буквы. Формирование умений: а) правильно записывать слова по образцу; б) соблюдать точный интервал между словами. |
Объяснять устранение графических ошибок. Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв. Овладевать графической зоркостью. |
58 |
Письмо заглавной буквы Г. С. 8—9 |
Освоение алгоритма написания буквы Г. Формирование умений: а) чётко, аккуратно, соблюдая высоту и ширину букв, записывать слова по образцу; б) правильно вписывать парный согласный на конце заданных слов. |
Самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы. Проговаривать алгоритм буквы для записи одноклассниками. Различать на письме парные согласные и выделять их подчеркиванием. Классифицировать слова по обозначенному признаку. |
59 |
Письмо заглавной буквы К. С. 10—11 |
Формирование умений: а) сравнивать заглавную и строчную буквы; б) правильно и точно писать по обводке. Формирование навыка написания имён с большой буквы и записи вопросительных предложений. Развитие логики. |
Наблюдать за образцом, выполнять задания по образцу. Самостоятельно дописывать в буквах недостающие элементы. Правильно переводить печатный текст в письменный. Составлять анаграммы, решать ребусы. |
60* |
Закрепление изученного. С. 12—13 |
Закрепление навыка записи парных согласных. |
Классифицировать заглавные буквы по предложенному графическому признаку. Наблюдать над написанием слов и видеть в них одинаковую часть. Различать интонацию и записывать предложения по интонации. Восстанавливать с помощью учителя деформированное предложение. Дополнять слово недостающим слогом. |
61 |
Письмо строчной буквы э. С. 14—15 |
Формирование умения самостоятельно строить алгоритм написания новой буквы. Освоение алгоритма написания буквы Э. Формирование умений объяснять, из каких частей букв можно “собрать” новую букву и как устранить в ней допущенные графические ошибки. |
Самостоятельно объяснять и проговаривать алгоритм написания буквы д. Сравнивать предложенную группу слов, наблюдать за их изменением. Без ошибок переводить печатный текст в письменный, видеть в словах “опасные” места. Составлять из слогов слова, знать, какие из них всегда пишутся с большой буквы и почему. |
62 |
Письмо строчной буквы т. С. 16—17 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы т. Отработка всех видов соединения т с другими буквами. |
Видеть в букве т уже изученную букву п. Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Обосновывать правильность выбора буквы из группы с графическими ошибками. Находить графические ошибки в заданных словах. |
63 |
Письмо заглавной буквы Д. С. 18—19 |
Освоение алгоритма написания заглавной буквы Д. Формирование умений: а) читать предложенные пословицы и понимать их значение; б) работать с анаграммами (из разбросанных слогов составлять слово). |
Воспроизводить написание по образцу под комментирование алгоритма учителем. Точно повторять различные виды соединений с другими буквами. Овладевать точным графическим письмом по образцу. Соблюдать правильный интервал между словами на письме. Восстанавливать деформированное предложение. Писать имена и фамилии с большой буквы. |
64 |
Письмо заглавной буквы Г. С. 20—21 |
Формирование умения самостоятельно строить алгоритм написания новой буквы. Освоение алгоритма написания заглавной буквы Т. Закрепление написания имён с большой буквы |
Самостоятельно выводить алгоритм написания буквы Т. Самостоятельно выполнять работу по образцу. |
65* |
Закрепление изученного. С. 22—23 |
Закрепление навыка записи парных согласных. |
Различать на слух и при письме парные согласные. Различать слова в единственном и множественном числе, изменять их по заданному образцу. Списывать печатный текст. Составлять из заданных букв слова. |
66 |
Письмо строчной буквы ж. С. 24—25 |
Освоение алгоритма написания строчной буквы ж. Формирование умений: а) разбирать букву на мелкие графические детали; б) выполнять работу по образцу. |
Видеть в предложенных буквах графические ошибки и показывать пути их устранения. Писать предложенные слова по образцу. Записывать печатные слова письменными буквами. Находить в группе слов одинаковую часть и доказывать сходство. |
67 |
Письмо строчной буквы ш. С. 26—27 |
Формирование умений: а) объяснять алгоритм написания новой буквы; б) находить сходство в написании с уже изученными буквами; в) дописывать в предложении недостающее слово; г) самостоятельно проводить устный графический диктант. |
Определять графические ошибки в заданных буквах. Наблюдать за словами с общей частью, находить эту часть, обосновывать сходство в написании слов. Изменять слова по образцу. Самостоятельно составлять слова из слогов и записывать в тетрадь. Дополнять элементы до букв, классифицировать их по заданным признакам. |
68 |
Письмо заглавной буквы Ж. С. 28—29 |
Анализ алгоритма написания буквы Ж и установление сходства в написании заглавной и прописной букв. Формирование умения оценивать свои возможности, например, через написание образца по подсказке (по точкам) или самостоятельно. |
Различать слова с написанием с большой буквы. Доказывать, почему в середине предложения слово пишется с большой буквы. Работать с образцом. Находить в слове мелкие элементы письма и обозначать их значками. Воспроизводить слово по заданным слогам. Объяснять смысл пословицы. Отгадывать ребусы, решать кроссворды, загадки. |
69 |
Письмо заглавной буквы Ш. С. 30—31 |
Анализ алгоритма написания буквы Ш (соотнести графику с изученными буквами). Развитие графической зоркости. |
Находить знакомые элементы в букве Ш. Различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Наблюдать за словами, которые имеют изменения на конце, доказывать разницу между ними. Подбирать в слово правильные недостающие элементы. Наблюдать за написанием слов со слогом ши. Работать с анаграммами. |
70* |
Закрепление изученного. С. 32—33 |
Повторение парных согласных и формулировка правила написания жи-ши. Формирование умения правильно выполнять письменный ответ на поставленный вопрос. |
Орфографически грамотно писать слова с сочетаниями жи-ши. Изменять слова по образцу. Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Чётко прочитывать скороговорку. |
71 |
Письмо строчной буквы 3. С. 34—35 |
Освоение алгоритма написания буквы з. Формирование умений: а) выделять уже известный элемент; б) воспроизводить на слух алгоритм проговаривания слогов; в) записывать слова по образцу. |
Формулировать пути устранения графических ошибок в букве. Классифицировать буквы с дописанными недостающими элементами. Доказывать обоснованность предложенной классификации. Находить в группе предложенных слов общую часть, сходства и различия между ними. Восстанавливать слова с пропущенными элементами. Решать ребусы. |
72 |
Письмо строчной буквы с. С. 36—37 |
Освоение письма строчной буквы с. Упражнение в написании слов по образцу с соблюдением всех правил графического письма: соблюдать отступы в начале и конце строки, интервал между словами, точно соединять буквы и элементы в буквах. Обучение отдыху при письме. |
Наблюдать за словами, находить различия в них. Подбирать к заданному элементу буквы, в которых он встречается. Анализировать слова в предложении. |
73 |
Письмо заглавной буквы 3. С. 38—39 |
Знакомство с алгоритмом написания буквы 3 (анализ её поэлементного состава). Сравнение написания буквы 3 с изученными ранее. Формирование умения вычленять новый элемент и усвоение алгоритма его написания. Обсуждение написания слов с парными согласными на конце. |
Сравнивать начертание заглавной и строчной буквы. Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими. Писать имена и фамилии с большой буквы. Работать по образцу. Составлять анаграммы. Решать ребусы. |
74 |
Письмо заглавной буквы С. С. 40—41 |
Составление алгоритма написания буквы С на основе образца. Формирование умений: а) записывать буквы по алгоритму, заданному учителем; б) находить в предлагаемых словах мелкие элементы письма и обозначать значками места соединений элементов, букв и просветы. |
Списывать печатный текст. Наблюдать над изменением слов по родам и числам. Правильно формулировать письменный ответ на поставленный вопрос. Восстанавливать букву из заданных элементов, слова с недостающими элементами. |
75* |
Закрепление изученного. С. 42—43 |
Упражнение в правильном определении парных согласных в словах. |
Списывать предложения с образца. Наблюдать за словами. Овладевать правильным написанием слов с удвоенными согласными. Восстанавливать деформированное предложение. Наблюдать за изменением слов с помощью вопроса. |
76* |
Диагностика. С. 44—45 |
||
77 78 |
Письмо строчных букв е, ё. С. 46—47; 48—49 |
Составление под руководством учителя алгоритма написания букв е, ё. Объяснение правила их соединения с другими буквами. |
Списывать слова по образцу. Списывать печатный текст. Наблюдать за изменением слов, различать признаки их изменения. Дописывать недостающие элементы в букве, классифицировать их по графическому признаку. Решать ребусы. Изменять слова по образцу, доказывать обоснованность своего выбора. |
79 80 |
Письмо заглавных букв Е, Ё. С. 50—51; 52—53 |
Составление алгоритма написания букв Е, Ё. Сравнение изучаемых букв с пройденными ранее. Развитие наблюдательности. |
Сравнивать изучаемые буквы с ранее изученными. Находить в изучаемых буквах уже известные элементы. Дописывать в предложении окончания у некоторых слов. |
81* |
Закрепление изученного. С. 54—55. |
Сравнение букв Е и 3 по графическому признаку. |
Сравнивать печатный и письменный шрифт. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Собирать из разбросанных слогов слова. |
82 |
Письмо строчной буквы ю. С. 56—57 |
Составление алгоритма написания буквы ю. Формирование умения воспринимать на слух алгоритмы изученных букв и угадывать их без фиксирования на бумаге. |
Конструировать букву ю из знакомых элементов. Находить недочёты в графическом написании предложенной ленты букв ю. Объяснять вид соединения, устанавливать причину недочёта. Сравнивать начертание новой буквы с изученными, вычленять схожие элементы. |
83 |
Письмо строчной буквы я. С. 58—59 |
Составление алгоритма написания буквы я. Письмо по образцу под комментирование учителя. Формирование умения писать в заданном темпе. Расширение словарного запаса. |
Вступать в диалог с учителем при объяснении новой буквы. Воспроизводить изменённые имена по образцу. Находить в родственных словах общую часть, устанавливать их лексическое значение, доказывать обоснованность своего выбора. Восстанавливать слова путём дописывания недостающих элементов. |
84* 85* |
Диагностика и тренинг. С. 44—45, 60—63 |
||
Пропись № 4 |
|||
86 |
Письмо заглавной буквы Ю. С. 3—5 |
Анализ алгоритма написания буквы Ю (разбить букву Ю на известные элементы, определить, из каких букв они взяты). |
Комментировать написание известных букв по алгоритму или писать их под диктовку учителя, учащихся. Работать по заданному образцу. Отмечать в слове заданными значками мелкие элементы письма в буквах и соединениях. Собирать из элементов буквы и составлять слова. |
87 |
Письмо заглавной буквы Я. С. 6—7 |
Исследование написания буквы Я. Расширение знаний по написанию имён собственных с большой буквы. Письмо под диктовку. Развитие графической зоркости. |
Составлять из слогов слова. Дописывать недостающие элементы в буквах слова. Объяснять смысл, пословицы. Самостоятельно находить графические ошибки в словах. |
88* |
Закрепление изученного. С. 8—9 |
Упражнение в написании изученных букв. |
Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Объяснять смысл, пословицы. |
89 90 91 92 |
Письмо строчной буквы ь. С. 10—17 |
Наблюдение за элементами буквы ь. Формирование умений: а) сопоставлять изучаемую букву с известными буквами и выделять в них схожие элементы; б) различать мягкий знак смягчающий (показывающий мягкость) и разделительный. |
Анализировать образец, работать по образцу. Уметь отгадывать загадки. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Дополнять заданный элемент с целью получения буквы, рассматривая разные варианты дополнения. Правильно ставить ударение. |
93 94 |
Письмо строчной буквы ъ. С. 18—21 |
Составление алгоритма написания буквы ъ. Анализ двух видов соединения ъ с другими буквами. |
Наблюдать за написанием буквы ъ в словах. Наблюдать за словами типа сесть— съесть, объяснять написание ъ в словах. Дописывать недостающие элементы в буквах и группировать их по выбранному графическому признаку. |
95 |
Письмо строчной буквы X. С. 22—23 |
Коллективный анализ алгоритма написания буквы х. Упражнение в написании буквы самостоятельно. Знакомство с антонимами. Формирование умения правильно ставить ударение в словах. |
Наблюдать за изменением слов по родам. Соблюдать при списывании заданные параметры написания букв и слов. Анализировать своё письмо и указывать пути исправления графических ошибок. |
96 |
Письмо строчной буквы ц. С. 24—25 |
Наблюдение над образцом написания новой буквы ц. Упражнение в написании буквы. Формирование умения правильно выписывать букву в словах. |
Находить графические ошибки в заданных буквах. Наблюдать за словами, делать выводы о написании слова в одном случае с большой буквы, а в другом — с маленькой (в середине предложения). Восстанавливать деформированное предложение. Собирать слова из заданных элементов. |
97 |
Письмо заглавной буквы X. С. 26—27 |
Коллективный анализ алгоритма написания буквы X. Упражнение в написании буквы самостоятельно. Развитие графической зоркости. |
Соблюдать при списывании заданные параметры написания слов. Анализировать своё письмо и указывать пути исправления графических ошибок. Собирать из заданных элементов как можно больше букв, а из них слова. |
98 |
Письмо заглавной буквы Ц. С. 28—29 |
Анализ поэлементного написания буквы Ц (выделить изученные элементы, соотнести с буквами, в которых эти элементы встречались). |
Конструировать модель изучаемой буквы. Восстанавливать деформированное предложение. Составлять слова по заданию, наблюдать за изменением слов. Проверять работу товарища. |
99* |
Закрепление изученного. С. 30—31 |
Упражнение в написании изученных букв. |
Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Объяснять смысл, пословицы. |
100 |
Письмо строчной буквы ч. С. 32—33 |
Сравнение начертания буквы ч с изученными ранее буквами. Наблюдение за правописанием сочетаний чк, чу. |
Самостоятельно, без помощи учителя составлять алгоритм написания буквы ч. Собирать из слогов слова и самостоятельно их записывать с предварительным анализом. |
101 |
Письмо строчной буквы щ. С. 34—35 |
Объяснение написания буквы щ (соотнести с написанием схожих букв). Письмо буквы под графическое комментирование учителя (с соблюдением заданного темпа). |
Самостоятельно списывать печатный текст. Давать письменный ответ на поставленный вопрос. Самостоятельно определять допущенное количество графических ошибок в слове, формулировать пути их устранения. |
102 |
Письмо заглавной буквы Ч. С. 36—37 |
Составление алгоритма написания буквы Ч. Знакомство с новыми именами собственными. |
Находить элементы буквы Ч в изученных буквах, конструировать новую букву из изученных элементов. Составлять предложения по образцу и записывать их. Составлять анаграммы. Составлять буквы из заданных элементов. |
103 |
Письмо заглавной буквы Щ. С. 38—39 |
Наблюдение за написанием слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Упражнение в написании фамилии, имени, отчества, названии города с большой буквы. |
Самостоятельно составлять алгоритм написания буквы Щ. Строго следовать образцу при письме, соблюдать все правила графического начертания букв, их соединений, интервала между словами, отступов на строке. |
104* |
Закрепление изученного. С. 40—41 |
Упражнение в написании изученных букв. |
Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Объяснять смысл, пословицы. |
105* 106* 107* |
Диагностика и тренинг. С. 42—47 |
Резерв 8 ч
1 При необходимости планировать материал из расчёта 4 ч в неделю можно не проводить уроки, отмеченные *.
2 Изучение букв в прописях полностью соответствует не только последовательности, но и времени изучения букв в букваре.