Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Б. В. Заходер и его произведения для детей
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с творчеством Б. В. Заходера;
• усовершенствуют навыки чтения в пределах программы;
• разовьют умение заучивать стихотворные произведения;
• приобретут интерес к творчеству русских писателей, стремление читать и слушать чтение взрослых.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Составьте из букв и, к, и, н, г слово. (Книги.)
Вспомните, как надо обращаться с книгами. (Аккуратно, обернуть в обложку, пользоваться закладкой, не рисовать в книге, вовремя возвращать книгу товарищу, в библиотеку.)
Прочтите пословицы: Испокон века книга растит человека. Книги не говорят, а правду сказывают. Хорошая книга — лучший друг. Объясните их значение.
2. Мотивация учебной деятельности
Конкурс чтецов стихотворных произведений знакомых авторов.
3. Работа по теме урока
— Отгадайте фамилию автора, чьи стихотворения мы будем сегодня читать. Составьте её из букв. Буквы возьмите из заданий: первый слог в слове зарядка, второй слог в слове подходит, первый слог в слове держит. Что получилось? (Заходер.)
Борис Владимирович Заходер написал много прекрасных стихов для детей. Это «Серая звёздочка», «Строители», «Кискино горе», «Куда спешат головастики», «Про сома», «Собачкины огорчения» и многое другое. Как и С. Я. Маршак, Б. Заходер занимался переводом произведений иностранных авторов на русский язык. Благодаря ему мы узнали такие сказки, как «Винни-Пух и всё-всё-всё» (А. А. Милна), «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (А. Линдгрен), «Питер Пен, или Мальчик, который не хотел расти» (Дж. Барри), «Приключения Алисы в стране чудес» (Л. Кэрролла). Давайте вспомним произведения Б. В. Заходера, которые мы уже читали.
Отгадайте загадку.
Почему в отгадке только один слог?
Шубка — иголки.
Свернётся он — колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это? (Ёж)
Дети читают стихотворение. Возможно — наизусть.
— Итак, зачем ежу нужны иголки? (Защищаться от врагов.)
Что ещё интересного вы знаете об этом животном? (ёж на зиму засыпает.)
Прочитайте стихотворение и найдите слова, в которых два слога. (Такой, всякий, случай, знаешь, мои, лисы, волки.) Рассмотрите книги Б. Заходера.
Дети рассматривают книги, по оформлению обложки высказывают предположения о содержании книги, учитель читает несколько стихотворений.
— Итак, послушайте стихотворение «Два и три» (с. 107). Кто герои стихотворения? Что вы узнали о Серёже? (Мальчик-первоклассник. Он умеет считать до 10. Мальчик «задрал нос», значит, загордился.)
Удалось ли Серёже перехитрить папу? (Папа всё понял.)
Как вы понимаете фразу «А хочешь на пари...»? (На спор.)
Как папа отнёсся к Серёжиной хитрости? (Он сам решил пошутить над сыном и проучить его.)
— Прочитайте это стихотворение выразительно. Найдите строки, в которых автор смеётся над Серёжей? («Не грех такому мудрецу задрать курносый нос...».)
Прочитайте стихотворение «Песенка-азбука». Понравилось стихотворение? Какое оно? (Весёлое, смешное.)
А о каких тридцати трёх сестрицах идёт речь? (О буквах алфавита.)
Найдите в этом алфавите колючий комок. (Ёж.)
Теперь найдите слово, которое слышится в тёмном лесу ночью. (Уф — это кричит филин.)
Каких букв не хватает в стихотворении? (Букв ь, ы, ъ.)
Для чего используются ь и ь знаки? (Буква ь — для обозначения мягкости согласных звуков; ъ и ь знаки — как разделительные.)
Прочитайте стихотворение «Куда спешат головастики».
На доску прикрепляются кусочек голубой «воды» и рогоз.
Куда спешат головастики
Вихрем
Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним —
Ещё пяток,
А за ним сплошной поток:
Тот без ног,
А тот с ногами,
Этот — прямо,
Тот — кругами.
Кто — налево,
Кто — направо, —
Так и носится орава
Вдоль пруда,
Вокруг пруда...
Почему? Зачем? Куда?
Головастики спешат
Превратиться в лягушат!
— Почему я читала это стихотворение такими отрывками, короткими строчками, быстро? (Головастики маленькие, быстрые, юркие. Вот и читать надо так же быстро, как они мелькают из стороны в сторону.)
Как вы понимаете выражение так и носится орава? Почему головастики были кто с ногами, кто с хвостиком, без ног?
Дети рассказывают как появляются головастики.
— Как называется растение, которое изображено на рисунке? (Камыш.)
Следует показать картинку камыша и рогоза.
— Отгадайте загадку.
Живёт под крылечком, а хвостик колечком. (Собака)
Теперь мы познакомимся со стихотворением «Собачкины огорчения».
В лесочке, над речкой, построена дачка.
На дачке живёт небольшая собачка.
Собачка довольна и лесом, и дачей.
Но есть огорчения в жизни собачьей.
Во-первых, собачку слегка раздражает,
Что дачу высокий забор окружает.
Ведь если б не этот противный забор.
То с кошками был бы другой разговор!
Её огорчает, что люди забыли
Придумать собачкам автомобили.
Собачка обиды терпеть не желает:
Она на машины отчаянно лает!
Ей грустно глядеть на цветочные грядки:
Они у хозяев в таком беспорядке!
Однажды собачка их славно вскопала,
И ей же, представьте, за это попало!
Хозяин собачку за стол не сажает,
И это, конечно, её обижает:
Не так уж приятно приличной Собачке
Сидеть под столом, ожидая подачки!
Но дайте Собачке кусочек печенья —
И сразу окончатся все огорченья!
— Кто рассказывает нам про собачкины огорченья? (Автор.)
Как вы думаете, как автор относится к собачке? (Он её любит и тихонько подсмеивается над ней.)
Как вы думаете, автор верит, что собачки могут говорить, рассуждать? (Собака очень внимательно слушает человека, его команды, запоминает эти команды. Но это животное, и размышлять и говорить собака не может.)
Кто помнит пословицы про собаку и человека?
4. Рефлексия учебной деятельности
— С творчеством какого писателя вы познакомились? Что вы о нём узнали? Какое стихотворение вам особенно понравилось?