Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
М. М. Пришвин и его произведения
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с творчеством М. М. Пришвина;
• усовершенствуют навык чтения на диапазоне всех изученных букв;
• разовьют творческое мышление, речь, пополнят активный словарный запас;
• проявят интерес к творчеству русских писателей;
• научатся бережному отношению к родной природе, своей Родине.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Составьте слово из слогов: ро, при, да, зе, о, ро; вот, жи, е, ны; рас, я, ни, те, на, ди, Ро.
Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Придумайте с каждым словом предложение из трёх слов. (Л люблю природу. Люди охраняют природу. Наша Родина красива. Мы любим Родину. Моя Родина — Россия.) Напечатайте своё предложение.
2. Мотивация учебной деятельности
— Разгадайте ребусы. Ответы запишите в тетрадь для печатания. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Объясните, почему эти звуки мягкие.
— Допишите предложения, используя слова из ребусов.
Стройные, как _________. Дрожит, как _________. Высокая, как _________.
Вот такие незаметные признаки умеют замечать очень наблюдательные люди.
О каком писателе говорили на прошлом уроке? (О Маршаке.)
Что вы запомнили о поэте? Какие стихи С. Маршака вы читали? Послушаем отрывки, которые вы выучили. Какое правило помог нам запомнить С.Я. Маршак? (Неучи молчать другого, а молчи побольше сам.)
3. Работа по теме урока
— Это портрет М. М. Пришвина. Рассмотрите выставку книг с произведениями нашего автора. Что общего в этих книгах? (На обложках нарисованы животные, картины природы.)
Как вы думаете, о чём эти рассказы? (О природе, о лисе, о щенке, о журавле, о птичках и т. д.)
Михаил Михайлович Пришвин писал о жизни растений и животных, хотя по образованию он не был писателем. Некоторое время он даже работал учителем и библиотекарем. Вспомните, произведения о природе какого автора мы с вами уже читали? (Бианки.)
Да. В этом они похожи. Михаил Пришвин с ранней весны до поздней осени ходил по лесам с охотничьей сумкой и с ружьём, наблюдая за растениями и животными. Пришвин — охотник, учёный, путешественник — много неизвестного, удивительного, нового заметил в жизни природы. И об этом он рассказал во многих своих произведениях. Рассказал просто, красиво, задушевно, занимательно. Прочитав рассказы Пришвина, вы научитесь лучше видеть, наблюдать и понимать жизнь природы, замечать её красоту, любить свою Родину. Я прочитаю вам маленький рассказ М. М. Пришвина «Красные шишки». Послушайте его и скажите, с кем разговаривал автор.
Что вас удивило в этом тексте? С кем разговаривал автор? (Пришвин говорил с ёлочками.)
Какими качествами должен обладать человек, если он понимает даже язык деревьев? (Писатель очень наблюдательный, внимательный, любит природу, видит её красоты, замечает всех и всё.)
Да, Михаил Михайлович тонко чувствует природу, понимает её, как говорят, с полуслова. Природа для него — родной дом.
Рассмотрите иллюстрации на странице 102. Как вы думаете, кто это? (Пришвин.)
Чем занят М. М. Пришвин? (Он рисует природу, животных.)
Прочитайте название рассказа. («Предмайское утро».)
Как вы понимаете слово предмайское? (Перед маем, в конце апреля.)
Кто может объяснить, что такое горизонт? (Линия, где небо как бы сходится с землёй.)
Прочитайте текст ещё раз. 0 чём вы прочитали? Понравился ли вам рассказ? Если бы вы не знали название рассказа, смогли бы догадаться, о каком времени года идёт речь. Какого цвета берёзы на горизонте? Почему? (На них ещё нет листьев.)
Что автор говорит о лесе? Почему первая зелень на ивушках дымится? (Первые листья слегка белёсые.)
Найдите в тексте слова на правило с шипящими согласными? А теперь давайте вернёмся к иллюстрации. Что же делает Пришвин? (Рисует лес в предмайское утро.)
Отгадайте загадки и составьте слово из первых букв отгадок.
Каждая отгаданная буква прикрепляется на доску; дети рассказывают о ней: гласная или согласная, какой звук или звуки обозначает, звонкие или глухие, твёрдые или мягкие.
1. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
(Буква т — обозначает глухой мягкий [т'].)
2. Ни пера, ни крыла.
А быстрее орла.
Только выпустит хвост —
Понесётся до звёзд. (Ракета)
(Буква р — обозначает звонкий твёрдый звук [р].)
3. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке.
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
(Буква у — обозначает гласный звук [у].)
4. Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. (Болото)
(Буква 6 — обозначает звонкий твёрдый звук [б].)
5. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто ж это? (Олень)
(Буква о — обозначает гласный звук [о].)
6. Мы ходим ночью, ходим днём.
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
(Буква ч — обозначает глухой мягкий звук [ч'].)
7. Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
(Буква к — обозначает глухой твёрдый звук [к].)
8. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё... (Алфавит)
(Буква а — обозначает гласный звук [о].)
Какое слово у нас получилось? (Трубочка.)
Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Берестяная трубочка». Что такое береста? Из чего сделана эта трубочка? Что обнаружил в берестяной трубочке автор? (Хороший орех.)
Откуда в трубочке был орех? Что ещё оказалось в трубочке? (Паучок.) Что вы чувствовали, когда читали рассказ?
Как вы думаете, какой это был человек, М. М. Пришвин, если животные его не боялись? (Добрый, заботливый.)
— Вот о его доброте наш следующий рассказ «Глоток молока» на странице 103.
Понравился вам рассказ? Чем? Как вы думаете, кто такая Лада? Кому удалось её спасти? Почему позвали Пришвина? (Он умел общаться с животными.) Как собака отреагировала на ласку?
Как ещё можно было назвать этот текст?
4. Рефлексия учебной деятельности
— С каким писателем мы сегодня познакомились? Что вам особенно запомнилось о М. М. Пришвине? Какой рассказ М. М. Пришвина вам понравился?