Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
К. И. Чуковский и его произведения «Телефон» и «Путаница»
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с творчеством великого детского писателя и поэта К. И. Чуковского;
• усовершенствуют навык чтения на небольших, доступных произведениях;
• разовьют познавательные интересы;
• проявят интерес к творчеству русских писателей и поэтов;
• научатся заучивать понравившиеся отрывки из стихотворений наизусть.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Составьте слово из букв: е, е, е, в, с, л, ь. (Веселье.)
Какую роль играет мягкий знак в этом слове? (Мягкий знак здесь обозначает мягкость предшествующего согласного и отделяет согласный звук от гласного.)
Назовите ещё слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Составьте ещё слово из букв: о, ь, с, а, р, д, т. (Радость.)
Какую роль играет мягкий знак в этом слове? (Он обозначает мягкость предшествующего звука.)
Назовите ещё слова с мягким знаком — показателем мягкости. Укажите, сколько в них звуков и букв. (Угольки, гроздь, плесень...)
Сегодня на уроке мы с вами будем читать и вспоминать произведения, которые принесут нам много радости.
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте рассказ Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
Один-два ребёнка читают рассказ на с. 95.
— Какое впечатление осталось у вас о брате и сестре? (Они не дружны. Дети плохо относятся друг к другу.)
Как вы думаете, смогут ли дети осознать свои поступки и измениться? (Очень хотелось бы, чтобы они подружились. Они же брат и сестра. Родных надо беречь, жалеть и любить.)
Давайте вспомним произведения Ушинского и Толстого. Я буду кратко пересказывать рассказ, а вы скажите, кто его автор.
В этом рассказе два мальчика поссорились из-за коня. Мама забрала коня, и конь стал ничей. (Автор Толстой.)
А в этом произведении позвонил слон и попросил прислать шоколада. (Это произведение ни Толстого и ни Ушинского.)
Это произведение писателя, о котором мы сегодня и поговорим.
3. Работа по теме урока
— Обратите внимание на портрет на доске. Кто это? (Корней Иванович Чуковский.)
Корней Иванович Чуковский прожил долгую, полную, интересную жизнь. У него было четверо детей. Общение со своими и чужими детьми он считал лучшим отдыхом и огромным счастьем. Корней Иванович вставал в 5 часов утра, ложился спать в 9 часов вечера, выполнял точно в срок все обещания, отвечал на все письма, никогда не хвалил то, что ему не нравилось. А вы знаете, что Корней Иванович Чуковский до 37 лет не писал детских сказок и стихов. Но случилось так, что ему пришлось срочно ехать за своим маленьким сыном, который заболел и у которого была очень высокая температура. Корней Иванович вёз мальчика в вагоне поезда и для того, чтобы он не плакал и не хныкал, стал ему под стук колес рассказывать какую-то сказку, которую давно хотел написать, но которая раньше ну никак не получалась.
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил —
Крокодил, Крокодил
Крокодилович!
— Сын перестал стонать и плакать, пока Корней Иванович говорил, причём говорил как можно быстрее, и, конечно, сразу же забыл всю сказку. Прошло два-три дня, мальчик выздоровел, и тогда оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть. Вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей, которую ему заказал один серьёзный научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам...
— Так на свет родился знаменитый «Мойдодыр».
Откройте учебник на странице 96-97. Рассмотрите иллюстрации. Из каких произведений эти герои?
Дети называют произведения: «Путаница», «Телефон». (Книги на выставке «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха».)
— Давайте познакомимся с детскими книгами Чуковского.
На доску выставляются книги «Телефон», «Путаница», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр» и др.
— Кто из вас помнит отрывки из произведений?
Дети читают отрывки.
— В учебнике у нас помещён отрывок из стихотворения «Телефон» (с. 96). Понравилось вам стихотворение? Кого из звонивших вы запомнили? Кому они звонили? (Звери звонили автору.)
Послушайте произведение в записи и ответьте на вопрос: «Что просили звери?» Какое настроение появилось у вас, когда слушали произведение Чуковского «Телефон»? (Было весело и смешно.)
Найдите в отрывке на странице 96 слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Прислать, пять, шесть, съесть.)
Почему так происходит? (Буквы ьиъ звука не обозначают.)
Давайте прочитаем отрывок по ролям.
Работа в парах. Дети читают два-три раза.
— А теперь разгадайте кроссворд. Посмотрите, на доске стоят цифры от 1 до 6. Я загадаю вам загадки. Каждую отгадку запишем под своей цифрой.
1. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела)
2. Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.(Олень)
3. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)
4. Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок.
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утёнок)
5. Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
6. Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи! (Август)
Заполните кроссворд.
— Рассмотрим запись слов, которая получилась у нас на доске. Кто видит слово, которое у нас получилось? (Посуда.)
Вспомните, в каком произведении Чуковского было очень много посуды. (В произведении «Федорино горе».)
Давайте прочитаем это произведение. Найдите отрывки, в которых очень хорошо слышится, как гремит и звенит посуда? Какое чувство у вас вызвала бабушка Федора? (Сначала её было не жалко, так как она грязнуля и не ухаживала за посудой. Но потом её стало жалко. Она исправилась.)
Как вы думаете, чему нас хотел научить Чуковский своим произведением? (Нужно быть аккуратным, чистым и беречь свои вещи.)
Рассмотрите картинки на доске и назовите изображённые предметы.
На доске картинки: кошка, поросёнок, утёнок, лягушка, курица, воробей, корова, медведь.
— Какие звуки издают эти животные?
Дети произносят звуки, которые издают эти животные.
— Правильно. А теперь, послушайте, что случилось однажды.
Читаем стихотворение «Путаница».
Понравилось вам стихотворение? Чем? Как вы думаете, почему зверята решили так поступить? (Захотелось пошалить.)
Прочитайте отрывок, который дан у вас в учебнике (с. 97). Кто с кем поменялся голосами? Подготовьтесь выразительно читать это стихотворение.
Из какого стихотворения Чуковского этот отрывок.
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
……………………………………
Не покиньте меня,
В мой последний час!
(Муха-Цокотуха)
Рассмотрите иллюстрации, вспомните эту сказку.
Кто является героем этого произведения? (Комарик, который не испугался и защитил Муху-Цокотуху.)
Какие произведения Чуковского мы ещё не читали?
Дети перечисляют, в том числе и «Айболит». Учитель предлагает прочитать это произведение наизусть. Дети читают произведение хором за ведущим.
4. Рефлексия учебной деятельности
— С каким поэтом вы познакомились сегодня на уроке? Что вы узнали о Чуковском? Какое произведение у вас самое любимое?