Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Образование слога
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся выделять в словах слог-слияние;
• познакомятся с твёрдыми и мягкими согласными звуками, их графическим обозначением на схеме;
• научатся практически различать ударные и безударные слоги и соответствующие им гласные звуки;
• уяснят, что количество слогов зависит от количества гласных в слове;
• познакомятся с понятием «мимика»;
• пополнят свой словарный запас.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы познакомились со слогом- слиянием и научились выделять его в слове. Что это за слог? Узнали, что слог может состоять из одного гласного звука. Какие бывают гласные звуки в слове? (Ударение падает на один гласный звук, другие гласные в слове называются безударными.) А сегодня мы узнаем, как образуется слог и какие бывают слоги.
2. Мотивация учебной деятельности
— Сейчас мы будем давать очень быстрые ответы. Это позволит нам перейти к новому материалу.
1-е задание — назовите слова с противоположным значением.
2-е задание — назовите количество слогов и ударный слог.
порядок — (беспорядок)
чёрный — (белый)
низкий — (высокий)
жёсткий —...
чистый — ...
светлый —...
голодный —...
маленький — (большой)
медленный — (быстрый)
прилежный — ...
толстый —...
умный —...
закат —...
смелый —...
— Какого человека называют прилежным? (Прилежный — это старательный человек, который любое дело выполняет очень аккуратно, с прилежанием.)
Кто такой прилежный ученик?
Как называют неприлежного человека? (Неряшливый. Неряха.) Подумайте, о каком звуке идёт речь в стихотворении?
Воздух свободно идёт через рот.
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается...
(Гласный)
— Как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствием? (Согласные.)
Какие предметы делают наш класс уютным, удобным? (Парта, стол, стул, доска, шкаф.)
Назовите их одним словом? (Мебель.)
Как слышится звук [л] в словах сто(л), сту(л)? А мебе(л')? Что это за согласный звук? (Один слышится твёрдо, другой мягко.)
Отдельные согласные звуки произносятся и твёрдо, и мягко. Вспомните мебель в своей комнате. Дополните ряд предметов в группу «мебель». Составьте к ним схемы.
Какая сказка изображена в учебнике на с. 16-17? (Это сказка «Волк и семеро козлят».)
Расскажите, что здесь произошло?
Дети делают краткий пересказ сказки. Учитель следит за речью и связным изложением текста.
— Каков порядок в комнате? (Здесь был кто-то злой и грубый.)
Как художник подсказал нам, что здесь был именно волк? (В окошко мы видим морду волка.)
Выполните схемы к словам: табурет, скамейка, шкаф, чугунок, ухват, подушка, бусы, корзина, картина, коза, молоко, часы, чашка, горох.
Мы научились записывать слова с помощью звуковых схем. Догадайтесь, какие предметы я взяла из сказки? В этом вам помогут схемы.
Запись на доске.
Одежда —
Приспособление для света в доме —
Украшение любого жилища —
Что это за слова? (Тулуп, окно, цветы и др.)
Посмотрите на схему слова печка в учебнике на с. 15. Объясните, как она составлена.
Вспомните сказки, в которых была печь. («По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Щи из топора»...)
Обратите внимание на схему слова кот. А теперь сами составьте схему к слову котик. Что вы заметили в этих схемах? (Во втором слове два слога-слияния.)
Как вы узнали сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
А теперь поиграем в рифму. Я начинаю — вы договариваете фразу.
Рок-рок-рок — я нашёл... (один грибок).
Ра-ра-ра — я нашёл... (два гриба).
Бы-бы-бы — я нашёл... (в лесу грибы).
Рик-рик-рик — по лесу идёт... (грибник).
Рук-рук-рук — поедим... (грибной мы суп).
Ят-ят-ят... (а на пне-то пять опят).
— Какие слова мы образовали только от одного слова гриб! Выберите любое слово гриб, грибок, грибы, грибки, грибник, грибница и запишите к нему схему. Произнесите слово гриб и скажите, все ли согласные произносятся одинаково, если нет, то почему. Составьте предложения со словами, которые вы выбрали. Запишите схему. Прочитайте выразительно.
Мимика — это различное выражение лица.
Учитель раздаёт детям маски, изображающие проявление разных чувств на лице — радости, испуга, удивления, лени и т. д.
— Выразите чувства, когда видите большой гриб, маленький грибок, когда видите в лесу лося и т. д. Используйте движения, мимику, голос.
Отгадайте загадку: «Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу». (Петух.)
Найдите подходящую маску для лентяя, которого разбудил наш герой.
Сколько слогов в слове петух? (Два.)
Назовите первый слог? (Пе — слог-слияние.)
Сколько звуков в этом слоге? (Два, [п’], [э].)
Какой первый? (Первый звук [п’].)
Он гласный или согласный? (Согласный.) Как он произносится? (Мягко.)
Обозначаем слияние, где согласный звук мягкий, карточкой зелёного цвета. У нас появилось два разных слога-слияния. Теперь слушаем звучание согласного звука. Назовите второй слог. Сколько звуков? (Три, [т], [у], [х].)
Назовите слог-слияние? (Слог ту.)
Какой первый звук? (Звук [т] — твёрдый согласный звук.)
Обозначим твёрдый согласный звук карточкой синего цвета. Назовите третий звук? (Звук [х].)
Он твёрдый согласный звук. Возьмём карточку синего цвета. У нас получилась цветная схема к слову петух.
3. Рефлексия учебной деятельности
— Какие гласные звуки в слове слышатся неясно?
Каким цветом будем обозначать гласные звуки? Согласные?
Почему для обозначения согласных звуков мы берём два цвета?