Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Первый букварь
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с первыми печатными русскими учебными книгами;
• с русскими людьми, которые принесли славянам грамоту, написали первые учебные книги, напечатали их, открыли школы для детей.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Сколько букв в старославянском алфавите? Назовите буквы. Сколько в русском алфавите? Назовите буквы.
2. Мотивация учебной деятельности
— Читаем выразительно текст «Первоучители словенские». Слушаем рассказ о Кирилле и Мефодии. Ответим на вопросы: Кто такие Кирилл и Мефодий? Почему их называют равноапостольные? Кто и для чего пригласил учёных братьев в Россию? Сколько букв в первом славянском алфавите? Какой праздник отмечается 24 мая?
3. Работа по теме урока
— Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров. Назвали его книгу «Азбука», или «Грамматика». Догадайтесь, почему «Азбуку» назвали азбукой. Почему царь
Иван Васильевич велел маленьких боярских сынков отправлять в учение к мудрым доброписцам. (Доброписцы обучали детей книжному делу, чтению и письму.)
— Прочитайте текст «Первый букварь» на с. 90-91. Выберите предложения, в которых сообщаются новые очень важные знания.
Дети читают и выделяют главную мысль из предложений.
— Почему первую учебную книгу Ивана Федорова назвали азбукой? Какие названия букв славянского алфавита вы помните и знаете? Чему учил старинный славянский букварь детей? (Читать, писать, послушанию, уважению, добру, учил молитвам.)
Учитель дарит детям фотографии памятника Ивану Фёдорову.
— Разрисуйте обложку первого букваря и букву из славянского алфавита, узор для старинной книги и др.
Дети выбирают контуры рисунков пожеланию.
— Познакомимся с другими букварями и азбуками. Букварь для детей написал К. Д. Ушинский. Он написал для детей первую книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир». В учебниках он давал советы взрослым. Иногда заголовки к рассказам К. Д. Ушинского становились пословицами.
Прочитаем рассказы «Вместе тесно, а врозь скучно», «Два петушка», «Малые сиротки — божьи детки», «Ленивый и прилежный», «При солнышке тепло, при матери добро» и др.
А больше ста лет назад «Азбуку» написал и Л. Н. Толстой. У себя в имении Ясная Поляна он открыл школу для бедных детей. Он учил их читать, писать, учить стихи, рассказывать. Л. Н. Толстой старался учить малых детей добру, состраданию, уважению к старым и беспомощным людям и др.
Дети по карточкам читают рассказы «Булька», «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Лгун» и др.
4. Рефлексия учебной деятельности
— По каким букварям учились дети прежде, по каким сейчас? Помнят ли ваши родители свой первый букварь? А бабушка с дедушкой помнят?