Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Алфавит. Звуки и буквы
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети закрепят знания о русском алфавите;
• приведут в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих;
• научатся составлять звуковые схемы;
• запомнят алгоритм звукобуквенного (фонетического) разбора слов;
• научатся составлять короткие рассказы и сказки;
• познакомятся с картинным и письменным планом;
• научатся самооценке;
• научатся воспринимать оценку учителя как объективный результат своей учебной деятельности.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Рассмотрите картинки с изображением людей самых разных профессий. Расскажите, чем занимаются люди этих профессий. Чётко произнесите название профессии и составьте её звуковую схему.
Использовать таблицы «Азбука профессий».
В работе важно, чтобы дети выполняли работу комментированное Начинают работу по составлению схем слов агроном, змеелов.
Слова для работы: егерь, маляр, таксист, художник, адъютант, аптекарь, ювелир, ямщик.
Назовите слоги-слияния. Назовите звуки, которые читаются мягко. Назовите звуки, которые читаются твёрдо. Почему так читаются? Назовите только гласные звуки. Назовите только согласные звуки. Назовите только твёрдые согласные звуки. Назовите только мягкие согласные звуки. Назовите буквы-знаки, не обозначающие звука. Назовите звук, который бывает всегда только мягким. Назовите звук, который бывает всегда только твёрдым. Покажите на схеме звуки, которые обозначаются одной буквой. Укажите на схеме ударный звук. Как он слышится?
2. Мотивация учебной деятельности
— Сейчас я предлагаю вам две новые картинки, на которых изображены люди новых профессий — окулист и швея. Работаем по двум вариантам. Составим схемы к данным словам самостоятельно по вариантам.
Прочитайте и узнайте букву.
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
(Буква А.) (Е. Тарлапан)
Вот посмотрите — кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой.
Согнув баранкой ногу.
(Буква Б.) (С. Маршак)
— Повторите весь алфавит.
3. Работа по теме урока
— Прочитайте слова и предложения на доске слева направо, а потом справа налево. Что получится? (Анна, шалаш, потоп, заказ, топот, ропот.)
Разгадайте шараду.
Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы видно подшутили,
В утварь взяли — превратили.
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку.
(Актёр—тёрка)
Отгадайте, про кого говорится в стихотворении. (Это артист, актёр.) Превратить слово актёр в предмет для натирки морковки.
5 4 1 2 3
а к т ё р
Прочитайте наизусть стихотворения: «Читалочка» В. Берестова, «Ты эти буквы заучи...» С. Маршака, «Зима» И. Сурикова.
Какие две группы звуков мы с вами знаем? (Гласные и согласные.)
Я загадаю вам загадки, а вы слова-отгадки запишите в тетрадь.
Завертелось, закружилось,
По тарелке покатилось.
Сочное, медовое,
С буквой «я» знакомое.
А тарелка не простая —
Там каёмка золотая.
(Яблоко)
Шоколад с названьем этим
Хорошо известен детям.
На рисунке там девчонка
С нежным именем...
(Алёнка)
Подумайте и скажите, почему именно эти загадки я для вас выбрала. (Алёнка и наливное яблочко упоминаются в сказках. Алёнка начинается с буквы а, яблоко — с буквы я, это начало и конец алфавита.)
Что общего у букв о и я? (Эти буквы обозначают один звук [о].)
Когда буква я обозначает звук [а]? (Когда она стоит после согласных.)
Приведите примеры. (Кряква, лягушка, мяукает, ряска, клякса, вишня.)
В чём состоит их отличие? (Согласная буква читается твёрдо, когда после неё идёт гласная буква а. Согласная буква читается мягко, когда после неё идёт гласная буква я.)
Назовите ещё пары гласных букв, которые ведут себя так же, как и буквы о и я. (Это пары гласных букв у—ю, о—ё, э—е.)
Обратимся к паре гласных букв у и ю. Откройте стихотворение «Зима» И. Сурикова (с. 81) и найдите несколько слов с буквой у. Укажите, какой звук эта буква обозначает. (Пушистый, кружится, утро, заснул, чудной, непробудно, Суриков. Буква у обозначает звук [у].)
Прочитайте пословицу и выделите слова с буквой ю. Расскажите, какие звуки обозначает в данной ситуации буква ю. (Любишь, люби. Буква ю обозначает в данной ситуации звук [у], согласная читается мягко.)
Возьмём пару гласных букв о и ё. На странице 82 просмотрите стихотворение «Ты эти буквы заучи...». Найдите слова с буквой о. Какой звук обозначает эта буква? (Буква о обозначает звук [о]. Согласная буква читается твёрдо, когда за ней следует гласная буква о.)
— Найдите слова с буквой ё. Какой звук обозначает буква ё, когда она стоит после согласной буквы? (Буква ё обозначает звук [о], когда стоит после согласной буквы. Согласная буква читается мягко, когда за ней идёт гласная буква ё.)
Прочитайте стихотворение С. Маршака.
Эрик, мой приятель,
Чинит выключатель,
Это наш электрик,
Слесарь и монтёр.
— Найдите слова с буквой э. Назовите звуки, которые обозначает буква э. (Эрик, это, электрик. Буква э обозначает звук [э].)
Прочитайте слова с буквой е. Назовите звук, который обозначает буква е. (Буква е, когда стоит после согласной буквы, обозначает звук [э]. Согласная буква читается мягко, когда за ней стоит буква е.)
Посмотрите на запись.
а о э у
а—я о—ё э—е у—ю
— Когда выделенные буквы обозначают один звук? (Буквы я, е, ё, ю обозначают один звук, когда стоят после согласной буквы.)
А сейчас мы прочитаем рассказ Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву р (с. 84-85). О чём этот рассказ? Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ? (Мне было жалко Женю, когда дети его дразнили. А потом я радовался, когда Женя повторял за вороной букву «р-р-р-р».)
Прочитайте этот рассказ «цепочкой». Старайтесь передавать чувства мальчика, его переживания. Объясните артикуляцию звука [р].
Как по-другому можно было бы озаглавить этот рассказ? («Трудная буква», «Упорный Женя».)
Как дети отнеслись к Жениной радости? (Они поняли малыша и порадовались за него. Больше уже не будут дразнить его.)
Попробуйте по тексту нарисовать словесные картинки к рассказу. Нарисуйте словесную картину к первой части. (На картинке стоит группа детей. Перед ними малыш Женя. Он очень старается что-то произнести, но из его рта вылетают только буквы «л-л-л-л».)
По мере рассказа детей учитель выставляет на доску слева фигурки троих-четырёх ребят. Справа фигурку малыша Жени. Над головой Жени буквы «л-л-л-л».
Прочтите эту часть рассказа. Придумайте заголовок. (Женя не умел говорить р.)
Какая вторая картина появится у вас? (Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет.) Прочитаем вторую часть рассказа, озаглавим её. (Женя обиделся на друзей.)
Подумайте, о чём будет третья часть рассказа? (Как Женя учился у вороны говорить букву р.)
Прочитайте третью часть. Нужно постараться показать голосом, что Жене очень трудно было научиться произносить букву р, но всё-таки научился её говорить. Озаглавьте третью часть текста. (Ура, получилось! Женя научился говорить букву р, Женя научился у вороны говорить букву р.)
Какая последняя картинка получится у вас в вашем картинном плане? (Женя радостный и весёлый сообщает друзьям радостную весть, что он говорит букву р-р-р.)
Прочитайте последнюю заключительную часть нашего рассказа. Вспомните, какие чувства переполняли маленького мальчика. Постарайтесь голосом выразить его чувства. Озаглавьте последнюю часть рассказа. (Я «р» научился говорить, Большая радость.)
Сегодня мы с вами научились делить большой рассказ на маленькие части. В каждой части есть законченный сюжет. Мы нарисовали картинки к каждой части, и у нас получился картинный план. План — это когда картинки располагаются в логической последовательности. По ним можно рассказать весь рассказ.
А теперь я вынесу заголовки каждой части друг за другом. У нас получился ещё один план, который мы составили из подписей под картинками. Я раздам вам листочки с планом, и вы попробуете по плану пересказать весь рассказ.
Прочитайте пословицы и выберите ту, которая больше всего подходит к рассказу Е. Чарушина «Как Женя научился говорить букву р».
Терпение и труд всё перетрут.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Корень учения горек, да плод сладок.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Кто не работает, тот не ест.
— Евгений Иванович Чарушин изображал разных зверей и птиц, иллюстрировал книги, сочинял маленькие рассказы для детей. В своих книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу, — волков, медведей, лисиц. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял много рисунков с натуры. Чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Художник хорошо умел показать характер и нрав каждого зверя. Обратите внимание на иллюстрации книг Е. И. Чарушина. Вот удивительно трогательный медвежонок. Он ещё такой маленький, и многое в природе ему незнакомо. Но малина ему понравилось. А вот удивлённый котёнок Тюпа. Он жил у Чарушина дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка — Тюпа притаился, наблюдая за бабочкой, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде! Нельзя не улыбнуться, глядя на него. Среди лучших работ Чарушина — иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Детки в клетке». Вы можете увидеть жирафа, который, смешно раздвинув тонкие ноги и вытянув длинную шею, пытается дотянуться до цветка, точь-в-точь, как в стихотворении С. Маршака.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
— Чарушин рассказывал о животных с любовью и нежностью и нас научил любить зверей и восхищаться ими.
4. Рефлексия учебной деятельности
— О чём сегодня мы говорили на уроке? Что вы узнали о писателе Е. Чарушине? Какие произведения он написал?