Разделительный мягкий знак

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Разделительный мягкий знак

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети вспомнят о написании мягкого знака, выполняющего роль разделения согласного и гласного звуков;

• научатся читать слоги и слова с разделительным мягким знаком;

• разовьют фонематический слух, внимание, память.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: Умный себя винит, глупый своего товарища. Объясните её смысл.

Давайте вспомним рассказ «Синие листья» В. Осеевой. Почему у девочки Нины на рисунке оказались «синие листья»? (Подружка отказалась поделиться с Ниной зелёным карандашом.)

Есть ли у тебя друзья? Как ты бережёшь свою дружбу?

(В рассказе учительница с укором посмотрела на девочку и сказала: «Надо так давать, чтобы можно было взять».)

Эти слова стали пословицей. Когда кто-то жадничает, придумывает всякие причины, чтобы не поделиться с другом чем-либо, ему так говорят.

Соотнесите содержание рассказа и смысл первой пословицы. Возможно ли применить эту пословицу при чтении рассказа В. Осеевой? Про кого так можно сказать? (Про девочку.)


2. Мотивация учебной деятельности

— А сейчас давайте поработаем с Таинственной грамотой. В этой грамоте спрятаны два слова на одно правило. Попробуйте выписать буквы и узнаете эти слова.

N F K Q A G П W E F R Ь V K R N A (Капелька.)

P W Ы R V C V W V W Ь N (Рысь.)


3. Работа по теме урока

— Послушайте стихи и попробуйте отгадать, о ком идёт речь?

Рысь свой след

Легко кладёт,

Будто в тапочках идёт.

До чего красивы строчки:

От когтей четыре точки. (Рысь)

(В. Луша)

— Сколько звуков мы слышим в этом слове? (Это звуки [р], [ы], [с].)

Сколько букв понадобится для печатания этого слова? (Четыре.) Какая буква не имеет звука? (Буква ь.)

Для чего служит мягкий знак в русском алфавите? (Он показывает, что согласные буквы нужно читать мягко.)

Я прочитаю вам стихотворение А. Шибаева.

Нарисуем мягкий знак

Нежно, капелькой, вот так:

Букву капелька смягчит —

Слово мягко прозвучит.

Какие слова содержат в себе букву ь? (Капелька, капелькой.)

Назовите в них число букв и звуков? (1 слово — 8 б., 7 зв.; 2 слово — 9 б., 8 зв.)

Где может стоять в словах мягкий знак и что он обозначает? (В слове рысь буква ь стоит на конце слова, а в слове капелька буква ь стоит в середине слова.)

Какую роль выполняет буква ь в словах? (Буква ь показывает, что согласные звуки должны читаться мягко.)

Прочитайте стихотворение.

Пень, день,

Пеньки, деньки.

Мягкий знак —

хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

В каких словах вы слышите ь? Правильно ли я задала вам вопрос? (Нет, мягкий знак не обозначает звука, и он не слышится. Он просто буква, знак, который показывает, что согласный нужно читать мягко.)

Если мы делим слово на слоги, куда будет относиться буква ь? (Только к впереди стоящей согласной букве.)

Выучите считалку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять.

Будем в прятки мы играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы,

Ты поди-ка поводи!

Назовите слова, в которых есть буква ь. (Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, играть.)

Что обозначает буква ь в этих словах? (Это показатель мягкости согласного звука.)

Как вы узнавали, что в слове есть буква ь? (Я слушал слово пять. Звук [т] слышится мягко, а никакого гласного звука за ним не слышно. Значит, после буквы т должен стоять мягкий знак.)

Вспомните и прочитайте стихотворение «Господин учитель Жук» на с. 78-79. Кого обучал учитель Жук? (Насекомых.)

Какие насекомые пришли на урок?

На какие буквы не начинаются никакие слова? (На ъ, ь, ы.)

Я приготовила для вас советы, как нужно себя вести в школе, чтобы стать прилежным учеником.

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать.

Носом в парту не клевать.

Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно,

Одежду сам погладь, проверь,

Ты большой уже теперь.

Приучай себя к порядку,

Не играй с вещами в прятки.

Каждой книжкой дорожи,

В чистоте портфель держи.

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей,

И найдёшь себе друзей.

На уроках не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай.

Педагога уважай

И соседу не мешай.

Вот и все наши советы.

Их мудрей и проще нету,

Ты, дружок, их не забудь,

Забери в далёкий путь.

— Сегодня мы познакомимся с новым свойством буквы ь. Возьмём одну цифру. (Семь. Например, в неделе 7 дней.)

Назовите дни недели по порядку. Произнесите название этой цифры. (Семь.) А теперь попробуйте из этого слова образовать новое слово.

Показывается картинка с изображением семьи.

Дети называют слово семья.

— Послушайте, как произносятся звуки? (Звуки [м'] и [й'а] произносятся отдельно друг от друга.)

Как нам на письме показать, что эти звуки надо читать раздельно? (Здесь должен стоять мягкий знак.)

Что помогает нам сделать с буквами ь? (Прочитать их раздельно.)

Запишите слово в тетрадь для печатания. Подчеркните букву, после которой стоит мягкий знак. (Это согласный звук [м].)

Уберите букву ь и запишите слово без него.

Дети записывают слово семя.

— Что за слово получилось? (Семена.)

Попробуйте объяснить, к какому слову (семья, листья) (с. 75) относится эта схема? (Эта схема относится к слову листья.)

Прочитайте слова с разделительным ь.

Рассмотрим иллюстрации «Рождение Христа» на странице 74. Здесь запечатлены события, связанные с рождением Иисуса Христа. Этот радостный праздник называется Рождество и отмечается почти во всех странах мира. Слова Рождество и рождение — это родственные слова, однокоренные. Рождество у нас в стране приходится на самый разгар зимы. Послушайте, я прочитаю вам стихотворение «Доброе дело— великое счастье...» на странице 74. Найдите слово с разделительным ь и объясните, что он показывает. (В слове счастье ь показывает, что согласный не сливается с гласным.)

Вернёмся к схеме слова листья. Выполните его слого-звуковой анализ. Дайте полное объяснение. Составьте с этим словом предложения.

Сколько слогов в слове листья? Назовите первый слог? (лис) Сколько слышите звуков? ([л'], [и], [с]) Назовите второй слог? (тья)

Мы с вами выяснили, что после мягкого согласного звука [т'] слышится слияние звуков [й'а], поэтому после буквы т надо поставить особый знак, который разделяет эти звуки так, чтобы получилось тья, а не тя. Прочитайте это слово ещё раз. Этот знак называется разделительным мягким знаком. Он отделяет согласный звук от гласного. Какая буква гласных идёт за разделительным мягким знаком? Сколько звуков она обозначает? (Два — [й'] и [о].)

Аналогично проведём слого-звуковой анализ слова деревья.

Назовите слово в четверостишии, в котором есть разделительный ь.

Вьётся пух, вьётся пух,

Бьётся с петухом петух.

Рыжий с чёрным бьётся.

Каждый не сдаётся.

(А. Екимцев)

— Выберите слова, в которых есть разделительный ь. Какие гласные стоят после ь? (Вьётся, бьётся. За разделительным ь идёт гласная ё.)

Послушайте ещё одно стихотворение.

Воробьи по проводам

Скачут и хохочут.

Верно, строчки телеграмм

Ножки им щекочут.

(С. Маршак)

— Какое слово вы выбрали из этого четверостишия? (Слово воробьи.)

Какая гласная стоит после разделительного ь? (Гласная и.)

Слушаем далее.

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

— Погоди немножко, кошка,

Будет и тебе одёжка. (Семью, шью)

(Б. Заходер)

— Какая гласная стоит после разделительного ь? (Буква ю.)

Назовите, где может стоять в слове мягкий знак и какую новую функцию он может выполнять. (Разделительный мягкий знак стоит после согласной буквы, перед гласными я, ю, е, ё, и и показывает, что согласный и гласный звуки следует читать раздельно. Это разделительный мягкий знак.)

Прочитайте последнее слово в столбике на с. 75. (Семья.)

Давайте прочитаем далее и увидим, что одно слово показало нам все правила одновременно: семья, семью, семьёй, о семье, нет семьи. Попробуйте составить предложения с любым понравившимся вам словом.

Ряд слов расположен на доске. Обратить внимание на употребление предлогов в предложениях.

— Прочитайте слоги на доске.

льё

лью

рья

сья

дья

тье

вье

дье

пьё

— Что показывает здесь ь? Придумайте с каждым слогом слова. Найдите слова с разделительным мягким знаком.

пью лью шью бью

пьёт льёт шьёт бьёт

платье альбом пальто воробей

— Назовите предмет по описанию: приспособление для сидения в парке? (Скамья.)

То, без чего птица не летает? (Крылья.)

Верхняя женская одежда? (Платье.)

Чистый отвар из мяса? (Бульон.)

Какую орфограмму вы услышали в этих словах? (Орфограмма на разделительный ь.)

Напечатайте слова с разделительным ь. Как вы рассуждали?

Снежная буря вь - - -

Домики для пчёл у – ь -

Мать, отец, дети с - - ь -

Животное об - - ь - - -

Ягоды, сваренные в сахаре в - - - - ь -

— Прочитайте стихотворение «Хвосты» (с. 76).

А теперь стихотворение «Ключ». Сколько значений слова ключ вы узнали? О каких значениях слова хвосты вы узнали?

Прочитайте слова в столбиках на странице 76. Составьте или запишите в печатной тетради схемы к словам верхнего ряда.

Далее учитель проводит проверку выполненной работы.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Какую роль мягкий знак может выполнять в словах?

1 вариант — дети читают стихотворение.

2 вариант — дети читают рассказ Л. Толстого «Правда всего дороже».

— Подчеркните слоги с ь. Дайте объяснение орфограмме с ь.






Для любых предложений по сайту: [email protected]