Звуки [ф], [ф']. Буква Ф, ф

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [ф], [ф']. Буква Ф, ф

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети узнают новые звуки [ф] и [ф'] и буквы, их обозначающие;

• продолжат работу по усвоению пар звонких и глухих согласных звуков;

• научатся работать с текстом.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: Не учись разрушать, а учись строить. Объясните её значение. Когда бы вы смогли употребить эту пословицу?

Какая буква не имеет звука? Раздели все слова на слоги.


2. Мотивация учебной деятельности

Учитель показывает иллюстрацию к рассказу Н. Носова «На горке».

— Что это за рассказ? Кто читал его? (Это рассказ «На горке» Н. Носова. В нём говорится о детях, которые построили ледяную горку, а мальчик вышел и засыпал её песком.)

Можно ли в этой ситуации употребить эту пословицу? Объясните почему.

Послушайте вопросы-шутки. Запишите ответы. Разделите эти слова на слоги, поставьте ударение.

Как записать сухая трава четырьмя буквами? (Сено.)

Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)

Сквозь какой непроходимый лес пробиралась Елена Прекрасная, разыскивая своего суженого? (Чащу.)

— Какую ноту можно положить в суп? (Соль.)

Посмотрите на картинки и скажите, как называются эти грибы.

Дети рассматривают грибы, называют их. Из слогов: зо, бе, вик, рё, под и до, си, по, вик, но дети складывают названия грибов подберёзовик и подосиновик.

— Назовите буквы мягких согласных в этих словах и объясните, почему они так читаются.

Дети называют мягкие согласные звуки в слове подберёзовик и дают объяснение: б — за ней идёт гласная е; р — за ней следует гласная ё и т. д. В конце дети делают вывод: согласные читаются мягко, когда за ними следуют гласные я, е, ё, ю, и.

— А какой гриб растёт на стволе дерева? (Гриб чага. Этот гриб несъедобный. Он используется в медицине.)

Как напишете это слово? (Ча пишем с буквой а.)

На какие две группы можно разделить согласные буквы? (Звонкие и глухие звуки. Твёрдые и мягкие звуки. Парные и непарные согласные.)


3. Работа по теме урока

— Послушайте строчки из стихотворения.

Флот плывёт к родной земле.

Флаг на каждом корабле.

Проговорите про себя эти строчки и выделите в словах первый звук. (Флот, флаг.)

Что такое флот? (Это военные корабли — эсминцы, подводные лодки, лодки, старинные корабли-фрегаты.)

Произнесите слово и послушаем новый звук.

Дети произносят звук [ф], наблюдают за артикуляцией звука.

— Теперь попробуйте по порядку рассказать всё, что мы должны узнать о новых звуках. Расскажите, что вы заметили. (Это согласный звук. Произносится он кратко, с препятствиями. Верхние зубы смыкаются с нижней губой и быстро размыкаются, пропуская воздух. Произносится звук [ф].)

Что мы ещё хотим узнать о согласных звуках? (Твёрдые или мягкие, звонкие или глухие звуки?)

Определите, звонкий или глухой звук [ф].

Уже знакомым приёмом дети определяют, что звук [ф] является глухим.

— Произнесите ещё раз слово флот и послушаем его звучание.

На каждом судне, на корабле развевается российский флаг. Какие цвета чередуются на нашем российском стяге?

Дети называют очередность цветов на флаге, затем флаг России вывешивается на доске. Учитель объясняет, что это символ нашей Родины — России.

— Произнесите слово флаг и определите, какой звук мы слышим, твёрдый или мягкий. (Твёрдый.)

Вот и отправился наш корабль в далёкое плавание по морям. Какие животные, в названии которых есть звук [ф], могут плавать и нырять вокруг корабля? (Дельфины.)

Произнесите это слово и определите, какой звук мы слышим в этом слове. (Слово дельфин. Здесь мы слышим мягкий согласный звук [ф'], так как за ним следует гласный и.)

Таким образом, повторим, что мы узнали о новом звуке [ф]? (Звук [ф] — согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.)

Как вы думаете, где на ленте букв будет стоять буква, обозначающая звуки [ф] и [ф']? (Она будет стоять во втором ряду, так как она обозначает глухой звук.)

Что ещё мы можем узнать о согласном звуке? (Парный он или непарный звук.)

Наш корабль отправляется в плавание. Что может встретиться ему на пути? (Острова.)

Выложите это слово из слогов и букв. Сколько предметов обозначает это слово? (Много предметов. Много островов.)

Теперь выложим один предмет. (Остров.)

Произнесите слово остров и послушайте, какой звук вы слышите на конце слова. (Пишется буква в, а слышится звук [ф].)

Что же мы можем сказать о парности или непарности согласного звука [ф]? (Звук [ф] — парный. Его пара [в].)

Как обозначаются звуки [ф] и [ф'] на письме? (Это буквы Ф и ф.)

Послушайте стихи о букве ф. На что она похожа.

Филин — два огромных глаза —

Букву Ф напомнит сразу,

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

(В. Степанов)

— С этой буквой на носу филин прячется в лесу.

Для чего нам необходимы две буквы Ф и ф? (Заглавная буква нужна нам для написания имён людей, кличек животных, названий городов, стран, рек, названий журналов, книг и т.д. Другая же буква называется маленькой и пишется в середине слов и предложений.)

Откройте учебник на странице 73 и поставьте букву ф на своё место. Прокомментируем свои действия. Почему именно сюда мы должны поставить букву ф?

Вы можете показать, как фыркает кот? Изобразите походку и звуки, которые он издаёт. (Ф-ф-ф.)

Какие звуки издаёт ёжик, когда его пытаются потрогать? (Фырчит: фыр-фыр-фыр.)

Какие звуки может издавать птичка на ветке, если она хорошо знает звук [ф]? (Фьи-фьи.)

Какой предмет нам предложили для изучения нового звука? (Для изучения нового звука предложили слово шарф.)

Сколько слогов в этом слове? Почему? Дайте характеристику звуку [ф]. (Звук [ф] — согласный, глухой, твёрдый, парный.)

Картинка одна, а схемы две. Что за слово засекретили в первой схеме? (Слово шарфик.)

Какой предмет обозначает это слово? Чем он отличается от нарисованного предмета? (Этот предмет очень маленький. Его назвали шарфик.)

Определите, какой здесь звук [ф]. (В этом слове мы слышим звук [ф] — согласный, глухой, мягкий, парный.)

Прочитайте слоги с новой буквой ф. Прочитайте слоги, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук [ф']. Объясните, почему так. (Фе, фи, фе.)

Давайте поиграем. К каждому слогу добавьте один или два слога так, чтобы получилось слово.

Учитель показывает картинки с нужными предметами. Фу — фура, фугас, фужер, фуксия...

фе — ферма, Феня, туфелька,

фы — фыркает, расфуфырили (хвосты),

фи — финики, фисташки, Ефим, фигура, фирма, фишка,

фа — фартук, фармацевт, фары, фамилия, фасон, сфагнум (мох),

фо — фонарь, фонтан, фокстрот, комфорт, форточка,

фё — Фёкла, Фёдор.

— Прочитайте слова на странице 71 и объясните их значение. Теперь прочитайте слова только из морской тематики. Почему вы их выбрали? (Телефон, телеграф, флаг, флот.)

Скажите, какой звук обозначает буква ф в каждом слове. (Те-ле-фон. Звук [ф] мы слышим в третьем слоге. Он твёрдый, так как за ним следует звук [о]...)

Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике на странице 70. Что за корабли и лодки мы видим? (Пассажирский пароход. Атомный ледоход. Эсминец. Подводная лодка. Фрегат. Ладья. И т. д.)

Попытайтесь определить старинные суда на картинке. Российский флот пошёл от царя Петра Первого. Пётр Первый — первый русский флотоводец. Он хотел, чтобы Россия была великой морской державой, и поэтому построил город на Неве, назвал его Санкт-Петербургом. В городе были построены здания на европейский манер. Пётр Первый стал создавать русскую флотилию. Он отправил юношей учиться за границу морскому делу. В Россию же он пригласил искусных иностранцев, которые умели строить корабли. Так на Руси появился флот. Россия могла теперь охранять свои морские границы, торговать. Все российские морские корабли ходят под Андреевским флагом.

Прочтите последнее предложение в тексте. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы определите, про какое судно в нём написано: «Природой здесь нам суждено...»

В рассуждениях детям помогает иллюстрация из учебника.

— Как собирался Пётр I «прорубить окно в Европу»? (Он хотел ходить на кораблях в другие страны, вести торговлю.)

В каких строках сказано, что царь Пётр I ждал и к себе гостей из других стран? Прочтите.

Дети находят слова:«Все флаги в гости будут к нам...».

— Каким выражением можно заменить выражение «все флаги...»? (Все страны в гости будут к нам...)

— Про какой кораблик говорится в другом стихотворении «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...» на с. 70? (Это четверостишие из «Сказки о царе Салтане...»)

Учитель читает отрывок о кораблике, о заморских гостях из «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пушкина.

— Прочитайте таблицу со слогами, в которых присутствуют парные согласные буквы ф и в. Прочитайте слоги, где есть звук [ф]. Теперь — слоги, где есть звук [ф'].

Аналогичная работа проводится и со звуками [в] и [в'].

— Когда же согласные читаются мягко? (Когда после согласных идут гласные я, е, ё, ю, и.)

Рассмотрите одежду. (Это фрак, бабочка, туфли, шляпа. Это одежда артиста. Может быть, фокусника.)

— Прочитайте стихотворение В. Берестова про эту изумительную профессию на с. 72. Подчеркните слоги, в состав которых входит буква ф. На картинке рассмотрите фокусника и пофантазируйте, кто ещё может выскочить из шляпы фокусника. (В названии этих предметов должна быть обязательно буква ф. Филин, фонтан, факел, фанты, цветы флоксы.)

Прочитайте слоги на с. 72. Назовите новую и последнюю пару согласных звуков.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что интересного вы узнали на уроке? Расскажите всё, что вы знаете о букве ф! Какие знания вы получили о своей Родине?






Для любых предложений по сайту: [email protected]