Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Буква Э, э. Гласный звук [э]
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с новыми буквами Э, э и звуками их обозначающими;
• научатся выделять в словах звук [э], находить звук [э] в словах;
• читать слова с буквой э в начале слова;
• научатся чтению слов и предложений с изученными буквами;
• читать связный текст, соблюдая паузы и интонации;
• научатся выполнять поручения взрослых.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицу: Любишь с горочки кататься — люби и саночки возить. Объясните её значение. (Если ты с удовольствием играешь, читаешь книги, то важно не забывать наводить порядок вокруг.)
2. Мотивация учебной деятельности
— Разгадайте ребусы.
— Какие орфограммы вы заметили в отгадках?
3. Работа по теме урока
— Послушайте загадку и назовите отгадку.
Угукало, агакало,
И рассыпалось смехом,
Аукало и плакало,
И называлось...
(Эхом)
Произнесите слово-отгадку по слогам. (Э-хо.)
Когда в слове бывает два слога? Есть ли в этом слове слог-слияние? Какие звуки вы слышите во втором слоге? Произнесите первый слог. Какой это звук? (Это гласный звук. Он хорошо тянется. Произносится легко, без препятствий.)
Повернитесь друг к другу и посмотрите на расположение языка, губ при произношении звука [э]. (Язык неподвижно лежит. Его кончик прижат к нижним зубам. Рот приоткрыт средне, нешироко. Голос спокойно льётся из гортани.)
Сколько звуков в первом слоге? (Один гласный звук [э].)
Рассмотрите картинки и назовите предметы. Покажите красный квадратик, если в этом слове слышите звук [э].
Дети произносят шёпотом название предмета и сигналят красной карточкой: ёлка, юбка, ива, дудка, эврика, ягода, этот, элеватор, эму, тучи, экскурсия, этаж, этажерка, пирожок, эскимо, экран.
— Используйте новый звук для ответа на вопросы. Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Эх!)
На скамейке сидит старичок. Видит, как школьники прыгают под яблонькой, хотят сорвать яблоко и ломают сук. Старичок качает головой и произносит? (Э-э-э.)
Отгадайте загадку.
Носит хобот, а не слон.
Но слона сильнее он.
Сотни рук он заменяет.
Без лопаты, а копает.
(Экскаватор)
Где мы слышим звук [э]? (В начале слова. В первом слоге.) Запишите слово-отгадку в тетрадь.
А теперь послушайте ещё одну загадку.
Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведёт.
Мы своим глазам не верим:
Всё стоит, она идёт.
Это наша лесенка-чудесенка.
(Эскалатор)
Сколько слогов в этом слове? (4 слога, потому что здесь 4 гласные.)
Напечатайте это слово. Запомните его произношение.
Подумайте и скажите, какова отгадка этой загадки: экскаватор или эскалатор?
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот.
(Экскаватор)
Послушайте стихотворение.
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка.
Только нету языка.
(А. Шибаев)
— Найдите буквы Э, э в кассе. На какую букву они похожи? Когда мы будем пользоваться заглавной буквой Э? (Э заглавная пишется в начале предложения, в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, в названиях городов (Экибастуз), в названиях рек, гор (Эверест).)
Напечатайте буквы 3, э в тетради. Э ещё называют «э оборотное». Оно действительно пишется в другую сторону. Название всегда подсказывает нам об этом. Запишите название очень высокой горы Эверест. Напечатайте предложение: Это гора Эверест.
Обратите внимание на девочку и схему, которая записана рядом на с. 57. Что она кричит? (Это Машенька. Она заблудилась и кричит: «Ау!». Но никого кругом нет. И только вдали ей отвечает эхо.)
Свойство эхо используется во многих очень нужных приборах. Есть замечательный аппарат эхолот. Он устанавливается на подводных лодках для того, чтобы улавливать звуки и узнавать, кто приближается к лодке. Как из схемы слова эхо сделать аппарат для улавливания звуков под водой? (Нужно добавить слог лот.)
Прочитайте слова в столбиках, объясните значение этих слов. (Эхо — это явление в природе, когда человек громко кричит, его звук возвращается к нему и слышен далеко-далеко. Экран — это полотно, на которое направляется сигнал, и мы видим, например, кино или другое какое-то изображение.)
Люди с давних пор мечтали подняться в воздух, летать. Уже в сказках появились ковёр-самолёт, сапоги-скороходы. С развитием техники появились первые летательные аппараты: воздушные шары, дирижабли. В начале века появились самолёты, вертолёты и другая техника. В русском языке появилось иностранное слово аэро, что означает воздух. Прочитаем слова в верхнем левом углу на странице 57. Аэроплан — воздушный аппарат. Аэробус — самолёт. Вспомните, как называется площадка, куда приземляются самолёты. (Аэродром.)
Как называется вокзал, где люди ожидают прилёта самолётов? (Аэропорт.)
Поделите слова на слоги: аэроплан, аэробус, аэросани, аэростат, аэропорт, аэродром. Как стали называть площадку, откуда стартуют космические корабли, ракеты? (Космодром.)
Давайте прочитаем стихотворение Р. Сефа «Перед тобой весь белый свет...» (с. 56). Что советует вам автор? (Учиться.)
Для чего человеку нужны знания? (Чтобы строить, делать открытия, лечить людей, учить детей, шить красивую одежду.)
Какие профессии людей вы знаете на букву э? (Электрик, эндокринолог, эколог, экскурсовод, энергетик...)
Прочитайте стихотворение, найдите слова, которые нам не очень знакомы. (Вселенная, метеорит.)
Прочитайте стихи Б. Заходера на карточках. Какова основная мысль этого стихотворения?
Найдите слова в тексте. (Тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит.)
— Прочитайте текст стихотворения хором, по одному и постарайтесь выучить его.
Отгадайте кроссворд и впишите слова в клеточки.
— Напечатайте в тетради для печатания предложение Дети идут на экскурсию в аэропорт.
Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого «Таня знала буквы» (с. 58) и расскажите, о чём в нём говорится. Кого учила Таня? Как Таня показывала своей кукле буквы? Если бы ты был художником, какой рисунок ты нарисовал бы? Какой вы представляете девочку?
Дети стараются описать портрет девочки. Вспоминают, что Л. Толстой жил очень давно. Можно показать портрет Л. Толстого с детьми в Ясной Поляне.
— Найдите в тексте слова с буквой э и подчеркните.
Прочитайте по карточке самостоятельно рассказ К.Д. Ушинского
«Бишка».
Бишка
— А ну-ка, Бишка, прочти, что это в книжке написано!
Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не моё, — говорит, — это дело книжки читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу — эх, будет с меня и этого».
— Про кого этот рассказ? (Про собачку Бишку.)
Сказано ли в рассказе, кто разговаривает с собачкой. (Нет.)
Как вы думаете, кто бы это мог быть? Какую бы иллюстрацию вы нарисовали к этому рассказу? Читаем первый рассказ, а затем второй. Запишите в тетрадь для печатания слова: это, эта, эти, этот, эту. Это Элли. Это бегемотик Эдди. Это страус Эму. Это мой друг Эдик.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Какие загадки вы отгадали? Посмотрите на ленту букв. Какое место для гласной буквы осталось незанятым?
Что нравится вам, когда читаете стихи, рассказы, сказки?