Звук [ц]. Буква Ц, ц

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звук [ц]. Буква Ц, ц

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с твёрдым, глухим, согласным звуком [ц], научатся находить его расположение в структуре слова;

• познакомятся с буквами Ц и ц, обозначающими твёрдый, глухой, согласный звук;

• научатся правильно читать слова с буквой ц;

• правильному выразительному чтению с переходом на чтение простых слов целыми словами;

• научатся писать букву ц с гласными ы, и.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: Дерево дорого плодами, а человек делами. Объясните её значение. (Плодовое дерево люди ценят за хороший урожай, которым оно угощает человека. Самого же человека ценят и уважают за его дела, за его труд, за пользу, которую он приносит людям.)

Запишите пары гласных звуков. Почему их объединили в пары? (а — я [а] — [а] [й'а] и т. д.) Для чего нужны буквы я, ю, е, ё?


2. Мотивация учебной деятельности

— Проведём игру «Слово рассыпалось».

Из данной группы букв а, в, з, а, р, т, к составьте любые слова и напечатайте их в тетрадь.

Вы выучили стихотворение «Куклы вальс танцуют старый...» (с. 49). Давайте его послушаем.

Когда куклы танцуют, что слышим в зале? (Музыку. Она звучит по залу, и все куклы кружатся, танцуют.)

Как же надо читать это стихотворение? (Плавно, как бы кружась вместе со словами, протяжно, музыкально.)

В какой знакомой нам книге герои — живые куклы — выступают в театре очень злого и коварного человека? («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого.)

Чтение таблицы с буквой ю. Чтение столбиков слов и текстов. Работа с картинкой по развитию речи.

— Прочитайте слова с доски.

Елена

Ерошина

Юлия Ярославовна

Юрий

Яковлев

Юнна Яковлевна

Юлия

Ёлкина

Екатерина Юрьевна

Яна

Юрская

Eгор Юльевич

— Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (Это имена собственные, имена и отчества, имена и фамилии. Пишутся эти слова с заглавных букв. Буквы я, ю, ё, е, стоящие в начале слова, а также после гласных букв обозначают два звука [й'а], [й’у], [й'о], [й'э].)

Укажите, в каких случаях эти гласные буквы обозначают один звук и служат для смягчения согласных звуков. (Елена, Юрий, Яковлева.)

Какой случай мы забыли назвать, когда гласная этого ряда даёт также два звука, и есть ли этот случай среди наших слов? (Когда гласные е, ё, я, ю, и стоят после разделительного мягкого знака, они также обозначают два звука. Тут есть такие слова Юрьевна, Юльевич.)


3. Работа по теме урока

— Послушайте английскую народную песенку в переводе С. Я. Маршака «Кузнец».

Эй, кузнец.

Молодец,

Расковался жеребец!

Ты подкуй его опять,

— Отчего не подковать!

Вот гвоздь.

Вот подкова.

Раз, два —

И готово!

— О чём говорится в песенке? (В песенке говорится о кузнеце, к которому привели подковать лошадь. На четыре ноги лошади прибивают маленькими гвоздиками подкову. Вот почему лошадь идёт и цокает: «Цок! Цок! Цок'.».)

Произнесите слово кузнец.

Дети произносят слово и чётко проговаривают последний звук[ц].

— Определите, сколько в слове слогов? Назовите эти слоги. Произнесите звук [ц] и внимательно послушайте, что вы слышите? (Мы слышим звук — согласный. Он произносится с препятствиями — язык прижимается своей средней частью к передним верхним зубам.)

Что ещё мы хотим узнать про согласный звук [ц]? (Мы должны определить глухой это звук или звонкий.)

Самостоятельно определите глухой или звонкий согласный [ц]?

Дети прикладывают к шее две руки. Произносят звук [ц] и понимают, что этот звук глухой, так как при произнесении не ощущается вибрации.

— Что ещё мы стараемся узнать о согласных звуках? (Твёрдый или мягкий этот звук.)

Мы будем наблюдать за этим звуком и к концу урока сделаем вывод. В данном слове мы можем определить твёрдый согласный [ц]?

Послушайте ещё раз английскую песенку С. Маршака и постарайтесь услышать ещё слова со звуком [ц]. (Молодец, жеребец.)

Назовите, сколько в каждом слове слогов, в какой части слова мы слышим звук [ц]. Расскажите всё, что знаете об этом звуке. (Слово молодец состоит из трёх слогов, потому что в этом слове три гласные о, о, е. Звук [ц] слышится в третьем слоге на конце слова. Звук [ц] — согласный, твёрдый, глухой. Жеребец — это молодой сильный конь. Это слово состоит из трёх слогов, потому что в слове три гласные е. Звук [ц] мы слышим в третьем слоге в конце слова. Звук [ц] — согласный, глухой, твёрдый.)

Какой буквой обозначается звук [ц] на письме?

Рассмотрите букву Ц, ц (с. 51). Расскажите, на что она похожа. Теперь послушайте стихи.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

(А. Шибаев)


Буква Ц — смотрите сами,

Как скамейка вверх ногами.

Эта буковка — цеплялка

С хитрой, цепкой лапою.

— Подходи, кому не жалко,

Мигом оцарапаю.

(А. Шибаев)


Буква Ц — внизу крючок,

Точно с краником бачок.

(Е. Тарлапан)

— Прочитайте все слоги с буквой ц. Прочитайте слоги, в которых согласные читаются твёрдо. Как вы их выбрали?

Прочитайте слоги, с которыми согласные должны читаться мягко. Как слышится звук [ц] в наших слогах? (Он слышится твёрдо, значит, звук [ц] всегда бывает только твёрдым.)

Попробуем вслух хором прочесть слог ци и слог цы, что вы можете сказать? (Звук [ц] в этих слогах слышится одинаково твёрдо.)

Напечатайте буквы Ц и ц в тетради. Напечатайте коротенькие слова. Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып-цып.)

Как лошадь стучит копытами по дороге? (Цок-цок.)

Как говорят, если хотят успокоить расшумевшихся детей? (Цыц, цыц, цыц.)

Прочитайте слова в учебнике (с. 51). Что вы о них скажете? (Все эти слова образовались от слова кузнец.)

Что можете сказать о каждом столбике слов? (Они обозначают один предмет (единственное число) — много (множественное).)

Прочитайте пословицу на странице 50. Объясните её значение.

Прочитайте текст на странице 50. О чём вы прочитали? (0 дрессированных животных.)

Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено на картинке? (Это арена цирка.) Напишем слово цирк.

Кого мы видим на арене цирка? Что делают в цирке тигры, медведи, собачки? Озаглавьте текст. Напечатайте предложения: Я люблю цирк. У нас цыплята.

Прочитайте стихотворение С. Маршака (с. 52). О чём говорится в стихотворении? (О цирке. Об артистах цирка: медведе, слоне.)

Что в этом стихотворении правда, а что вымысел?

— Кто такой канатоходец, кто такой жонглёр? Кто такой гастролёр? (Гастроли — это выступления, поездки артистов. Слон — гастролёр, значит, он вместе с цирком разъезжает по другим городам.)

Подумайте, как получилось слово канатоходец.

Назовите номера, с которыми выступают животные и люди. Расскажите о своём посещении цирка.

В процессе рассказа учителю следует следить за построением каждого предложения и логикой изложения содержания рассказа.

— Послушайте загадку и отгадайте, про кого мы будем читать: Быстрый прыжок, тёплый пушок, красный глазок. (Это заяц.)

Напечатайте слово. Запишите его звуковую схему.

Теперь выучим считалку «Заяц» (с. 52). Скажите, что изобразил на рисунке художник.

Отгадайте загадки. Выполните звуковые схемы отгадок.

Запишите в тетрадь для печатания отгадки.

Первый ученик записывает печатное слово. Второй — звуковую схему.

На одной ноге стоит.

В воду пристально глядит.

(Цапля)


Тычет в воду наугад,

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)


Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(Цифры)


Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

(Цифры)


Нарядные сестрёнки, весь день гостей встречают, мёдом угощают. (Цветы.)


Висит, болтается, всяк за него хватается. (Полотенце.)


4. Рефлексия учебной деятельности

— Прочтите стихотворение.

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и пти... дрессировать,

И на трапе...ии вертеться,

И на канате тан...евать.

(Е. Благинина)

— Что можете рассказать о букве ц?






Для любых предложений по сайту: [email protected]