Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [х], [х']. Буква Х, х
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с глухими согласными звуками [х], [х'];
• запомнят буквы X и х, обозначающие вышеуказанные звуки;
• научатся находить новые звуки в словах, указывать их местонахождение;
• давать характеристику глухих согласных звуков [х], [х'];
• проводить звукобуквенный анализ небольших по объёму слов;
• читать слова и предложения плавно и безошибочно;
• познакомятся с профессиями людей, которые выращивают хлеб.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Объясните значение пословицы: Всякий человек в деле познаётся. (В жизни очень часто о человеке судят по тому, как он относится к работе, к порученному делу. Трудолюбивый он или ленивый. Помогает ли другим людям.)
Про кого так говорят: Работает, засучив рукава. (Говорят про человека работящего, трудолюбивого.)
Про кого говорят: Работает, спустя рукава? (Так говорят про человека ленивого, не умеющего ничего делать.)
А эту пословицу объясни сам. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
Мы научились читать и грамотно писать.
2. Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте ребусы.
— Как одним словом можно назвать предметы 2-го, 3-го, 4-го ребусов? (Это зерновые культуры.)
Что можно изготовить из этих зерновых культур? (Хлеб, сухарики, хлопья...)
Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май.)
Учимся читать и договаривать чистоговорки: первую и последние части читаем хором.
Ра-ра-ра — идут коровы со (двора).
Пы-пы-пы — ставим в бабки мы (снопы).
Ре-ре-ре — носим воду мы в (ведре).
Ор-ор-ор — созрел красный (помидор).
Ай-ай-ай — испекли мы (каравай).
Прочитайте слова «цепочкой» и дайте характеристику новому звуку [й']. (Звук [и'] — согласный, звонкий, мягкий.)
3. Работа по теме урока
— Как звали коротышек из Цветочного города? (Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Пулька, Гунька...)
Как называется книга Н. Носова про коротышек? («Приключения Незнайки и его друзей».)
Над каким коротышкой часто смеялись? (Над Незнайкой.)
Как люди смеялись над Незнайкой? (Ха-ха-ха.) А ещё как? (Хи-хи- хи.) А ещё как? (Хо-хо-хо.)
Произнесите только те слоги, в которых согласный новый звук слышится твёрдо. (Ха-ха, хо-хо. Мы слышим звук [х]. Он согласный твёрдый, глухой.)
Произнесите «смешинки», в которых звук [х] слышится иначе, по- другому. (Хи-хи-хи. В этих слогах звук [х] слышится мягко. Он согласный мягкий.) Сделайте вывод о звуке [х]. (Звук [х] согласный, так как произносится с препятствиями. Он может быть твёрдым и мягким. Звук глухой, так как произносится без голоса.)
Какой же буквой обозначаются эти звуки? (Буквой X и х.) На что похожа буква Л?
На что похожа буква Ха
«Ха» — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — режешь,
Хочешь — шьёшь.
Хочешь — сам себя стрижёшь.
— Запишите эти буквы в тетрадь для печатания и слоги-«смешинки» с ними. (X, х. Ха-ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи.)
Рассмотрите картинки. Назовите предметы. Где на схеме слышны звуки [х] и [х']?
Рисунки на доске: хлеб, хлопок, буханка, хобот, хлев, хоромы, хороший, плохой.
— Рассмотрите схемы к рисунку справа (с. 39). Кто изображён на рисунке? (Пастух и овцы.)
Произнесите слово чётко, укажите слоги-слияния. (Па, ту.)
Какие звуки примыкают к данным слогам-слияниям? (Звук [с] и звук [х].)
Обратите внимание на вторую схему. Что сделали со словом пастух? (Изменили его: пастух — один, пастухи — много.)
Произнесите этот звук и дайте ему характеристику. (Звук [х] согласный, так как произносится с препятствиями. Он мягкий. Звук [х] — глухой, произносится без голоса.)
Как называется буква, которая обозначает этот звук? Напечатайте эти слова: пастух — пастухи. Обратите внимание на картинку внизу. Что вы на ней видите? (Пастух гонит стадо в поле, на пастбище, на луг, со... (двора); из ... (хлева.)
Составьте и запишите предложение про пастуха. Поставьте ударение в этих словах. Вот и познакомились мы с новыми звуками.
Готовимся к чтению текста, читаем слоги на странице 39.
Прочитайте слоги, в которых звук [х] слышится мягко, объясните почему. (Хи, хе. В этих слогах звук [х] слышится мягко, так как за согласной идут буквы и и е.)
Прочитайте «цепочкой» предложения на странице 39. О чём эти предложения? (В них говорится, что наступает зима. Становится холодно. Появился ледок на озёрах. Нужно быстро убирать хлеб.)
Как вы думаете, эти предложения связаны между собой по смыслу или нет? (Это связный текст.)
Придумайте заголовок к тексту. («Поздняя осень», «Наступает зима», «Идут холода»...)
Прочитайте только те предложения, в которых есть буква «ха». Прочитайте слова с буквой х, в которых только один слог, потом — два слога, наконец — три слога. Объясните, почему в них различное количество слогов. От чего это зависит? (1 слог — хлеб, 2 слога — мелких, зимних, 3 слога — холода, озерах, холодов. Количество слогов в слове зависит от количества гласных в слове.)
Какое предложение из текста можно подписать под верхней картинкой? (До зимних холодов надо убрать хлеб...)
Как вы думаете, эта картинка изображает действие, происходящее в настоящее время или действие из прошлого? (Так убирают хлеб сейчас.)
А вот так убирали хлеб раньше. Рассмотрите картинку (с. 42).
Да, у мужчины в руках серп. Он срезает пшеницу или рожь и кладёт на землю. Женщина связывает колоски в снопы и ставит снопы, чтобы просохли. Кто знает, как называется фигура, которую устанавливает из снопов женщина? Это бабка. Так и говорят: ставить снопы в бабки. Ветер высушит снопы. Потом снопы с полными колосьями зерна увезут в сарай, смолотят, то есть цепами выбьют зёрна. Затем сметут их, просеют и отвезут в амбар, где будут хранить всю зиму.
Прочитайте пословицы на странице 38, объясните их значение. В чём раньше пекли хлеб? (В русской печи.)
В какой сказке это особенно хорошо показано? (В сказке «Гуси- лебеди».)
Рассмотрите картинку на странице 38. Таким караваем, хлебом с солью, русские люди встречают самых дорогих гостей. Подают хлеб на красиво расшитом полотенце, которое называется рушником. Это русская традиция, добрый русский обычай. Прочитаем стихотворение «Хлеб» (с. 42). Что прославляет автор в стихотворении? (Мир на земле. Слава миру на Земле!)
Какой знак стоит в конце предложения? (Восклицательный.)
Как прочтём предложение? (Громко, торжественно.)
Что ещё прославляет автор? (Хлебна столе.)
Прочитайте эти строки. Кому поёт автор славу? (Людям, которые растили хлеб.)
Приготовьтесь читать это стихотворение очень выразительно и без ошибок. Теперь поиграем с новым звуком в игру «Твёрдый — мягкий». Поднимаем синюю карточку, если слышим твёрдый звук [х], зелёную — если слышим мягкий звук [х']: хитрый, хруст, ехать, хороший, шорох, шорохи, смех, хлюпик, хохлатка, кроха, крохи, хищный, тихий, тихо.
Выберите пару слов, в которых встречается твёрдый и мягкий звуки [х] и [х]. Напечатайте любую пару слов в тетради. Подчеркните слоги с буквой х. В словах поставьте ударение.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Расскажите всё, что вы знаете о букве х. Объясните пословицу: Делано наспех — сделано на смех.