Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся читать слова с ь — показателем мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;

• повторят, что мягкий знак не обозначает звука;

• научатся работать с текстом; выделять главную мысль.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Кто из вас может определить время по часам? Послушайте стихотворение В. Орлова.

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут»,

Но немножко «отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но они стоят на месте.

О чём задумались два друга? (Часы неподвижно стоят на комоде.) Про что же это стихотворение? (Про стрелки часов, они двигаются, отсчитывают время.)

Какая из стрелочек минутная, а какая часовая? Какие орфограммы вы заметили? (Ча. Заглавная буква.)

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт,

Ненагружённое, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

(С. Я. Маршак)


2. Мотивация учебной деятельности

— Мы узнали, как надо беречь время. За минутку можно сделать очень много, а можно час просидеть и ничего не успеть.

Послушайте пословицы. О чём они? Время дороже золота. (Время очень дорого для человека. Нельзя его терять попусту.)

День прошёл, всё с собой унёс. (Всё, что происходит за один день, — плохое или хорошее — всё забывается со временем.)

Раньше начнёшь — раньше окончишь. (Это о делах. Что поручено, не надо откладывать, а надо сразу выполнить.)

Умел начать, умей и окончить. (Нельзя бросать дело на полпути. Надо любую работу доделывать до конца.)


3. Работа по теме урока

— Соберитесь с мыслями и отвечайте быстро.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток? (Буква т.)

(Е. Тарлапан)


Вот стоит, дымок пуская.

Буква, как труба печная. (Буква д.)

(В. Степанов)

— Что вы можете сказать об этих буквах? (Это парные согласные, т — глухой согласный; д — звонкий согласный.)

Какие ещё парные согласные вы знаете? Называйте буквы правильно! (б-п, д-т, г-к, з-с)

Решите ребус.



Сколько в этом слове слогов? Как вы узнали? (Три слога, таи паи три гласных.)

— Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? (Семь букв, семь звуков.)

Прочитайте рассказ «Ударили первые морозы» (с. 12). Как ребята заливали каток? Как вёл себя Коля?

Дети дают ответы с оценкой поведения мальчика.

— Что произошло дальше? Как озаглавим рассказ? («На катке». «Вот так покатался!..»)

Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака. В этой сказке рассказывается, как мачеха отправила падчерицу под Новый год в лес за подснежниками. Было холодно, и девочка очень замерзла. Вдруг она набрела на большой костёр, а вокруг него на двенадцати камнях сидели двенадцать человек. Кто были эти сказочные герои? (Двенадцать месяцев.)

Кто автор? (С. Я. Маршак.)

Назовите имя каждого месяца? Назовите месяцы по временам года. Начните с сентября. В сентябре мы пришли в школу. (Осень — сентябрь, октябрь, ноябрь и т. д.)

А теперь перечислите месяцы с января, с самого начала года. Вспомните пословицу про январь и декабрь? (Январь — год начинает, декабрь — кончает.)

Назовите месяцы с ь на конце? (Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)

Над словами запишите количество букв и звуков.

На урок пришли сказочные герои Буратино и Карлсон. Буратино напечатал слова и стёр одну букву. Он думал, что мы их не прочитаем: угол, мел, ел, брат, стал, шест...

Карлсон решил его проучить. Он дописал букву ко всем словам. Все слова Буратино исчезли. Что за слова появились? Напечатайте эти слова.

Возьмём два слова — уголь, ель. Измените слова так, чтобы предметы стали маленькими. (Угольки.)

Напечатайте рядом со словом уголь слово угольки. Что произошло с ь? Теперь возьмите слово ель. Как называется лес, в котором растут одни ели? (Ельник.)

Напечатайте слова ель — ельник. Что случилось с нашей молчаливой буквой? Куда она переместилась? Какую функцию выполняет ь в середине слова? (Он смягчает согласный звук.)

Попробуйте убрать ь, что произойдёт? (Изменится смысл слова или таких слов вообще не бывает.)

Определите в словах количество букв и звуков.

Спрячьте мягкий знак в середину слов:

день — (деньки)

огонь — (огоньки)

зверь — (зверьки)

окунь — (окуньки)

пень — (пеньки)

линь — (линьки)

Напечатайте в тетрадь две любые пары слов. Подчеркните орфограмму.

Учитель показывает графику орфограммы.

— Прочитайте слова с ь в середине: мальчики, пальто, коньками, на льду, солнце, сосулька..

Прочитайте слова на странице 13. Ответьте на вопрос: что делать?

Прочитайте скороговорку на странице 13. Что в ней интересного? (Тут слова галка — галька. В записи слов много общего, но смысл слов разный: птица стала камешками.)

Я читаю вопрос: кто? (с. 13). Вы читаете слова за чёрточкой.

Читаем второй столбик. Вопрос: что?

Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? И что? (Живые предметы отвечают на вопрос кто? Неживые - на вопрос что?)

Прочитайте слова на странице 13. Спрячьте ь внутрь слов. (Не с каждым словом это возможно.)

Напечатайте слова. (Ельник, хорьки.) Кто такие хорьки? (Хорь — хорьки.)

А теперь поиграем «Загадка — игра». Вставьте буквы и получите слова с ь в середине.

Небольшое помещение для мытья: б — — ь — а (Банька.)

Способ передвижения: х — — ь — а (Ходьба.)

Яркое освещение горизонта неба: з — — ь — а (Зорька.)

Рисунок по кости, по дереву: р — — ь — а (Резьба.)

Доля, участь, случай: с — — ь — а (Судьба.)

Определите место ь на ленте букв. Почему в нижнем ряду? (Мягкий знак показывает, что согласный звук читается мягко.)

Прочтите текст (с. 13). Доскажите последнее предложение.

— Напечатайте новые слова, разделите на слоги, поставьте ударение, составьте их звуковую схему. (Письмо, Ольга.)

Укажите, сколько букв в каждом слове, сколько звуков на звуковой схеме.

Чтение текстов на с. 14-15.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового мы узнали про ь?

Когда согласные читаются мягко?

Сделайте выводы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]