Слово. Предложение. Слог. Ударение

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Слово. Предложение. Слог. Ударение

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся различать устную и письменную речь; составлять предложения, заключающие в себе законченную мысль; выделять слова из предложений;

• делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги;

• научатся произносить слова, выделяя ударный слог; графически изображать схему предложения; схему слова; указывать ударный слог;

• научатся работать в паре.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Мы научились правильно составлять предложения, объяснять смысл слов. Как мы научились менять смысл предложения? (Путём перемещения слов в предложении.)


2. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня мы научимся составлять мини-тексты, в которых все предложения будут связаны по смыслу.


3. Повторение пройденного

— Рассмотрите картинки на доске: гусляр, играющий на гуслях (Садко); учитель и Филипок беседуют; Филипок пишет своё имя; послушайте радио или телевизор; Колобок поёт песенку на носу у лисицы; рассмотрите иллюстрацию: ребёнок пишет объявление: «Потерялся щенок Булька. Кто найдёт моего щенка, прошу вернуть. Я его очень люблю!»

Что делает каждый человек? Какой речью он пользуется?

Послушайте в записи сказку. Как называется сказка? (Снегурочка.)

Какая речь сейчас прозвучала?

О ком говорится в сказке? Откуда в доме дедушки и бабушки появилась снежная девочка? Как жила девочка всю зиму?

Как у неё изменилось настроение весной? Почему? Что произошло летом?

Какой речью мы пользуемся, рассказывая сказку? (Устной речью.)

Составьте к иллюстрациям предложения, разные по интонационному исполнению. Запишите их схемы. Что вы узнали о предложении? (Предложение должно выражать точную, ясную, законченную мысль. Предложение состоит из слов. Каждое слово стоит отдельно от другого. Предложение может произноситься с разной интонацией: радостно, спокойно или в нём может заключаться вопрос.)


4. Работа по теме урока

— Какие слова нужно добавить в стихи М. Пляцковского «Какие бывают слова?». (Конфета, ракета, лимон, вагон, ёжик, дождик, цель, ель, страница, синица, снег, смех.)

Есть сладкое слово — ...

Есть быстрое слово — ...

Есть кислое слово — ...

Есть слово с окошком — ...

Есть слово колючее — ...

Есть слово промокшее — ...

Есть слово упрямое — ....

Есть слово зелёное — ...

Есть книжное слово — ...

Есть слово лесное — ...

Есть слово пушистое — ...

Есть слово весёлое — ...

— К каждому слову, которое мы добавили, запишите схему, укажите слоги. Всели слоги произносятся одинаково?

Произнесите название предметов, изображённых на картинках на доске. (Сосна, мышка, весна.)

Произнесите первое слово по слогам. (Сос-на.)

Поменяйте слоги местами. Что получилось? (На-сос.)

Поменяйте местами слоги во втором слове. (Ка-мыш.)

В третьем. (На-вес.)

К каким словам подходит схема ? (К словам насос, навес.)

Отгадайте загадки. Соотнесите слова-отгадки со схемами на доске.

image37

Злая, как волчица.

Жжётся, как горчица!

Что за диво?

Это же...

(Крапива)


Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

(Грач)


Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла

И сады, и огороды —

Всё в округе полила.

(Гроза)


К маме речке бегу

И молчать не могу.

Я сын её родной,

Родился я весной.

(Ручей)


Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт?

(Голубь)


Дождик тёплый и густой,

Этот дождик не простой:

Он без туч, без облаков.

Целый день идти готов.

(Душ)

— К какому слову-отгадке относится схема: _____________ ? (К словам душ, грач. Один слог. Ударение не ставится.)

К какому слову относится схема (К словам ручей, гроза.)

А слово голубь? (В слове голубь ударный первый слог.)

К какому слову схема (Крапива.)

Почему? (Три слога в слове, и второй слог ударный.)

Придумайте слова, в которых 1, 2, 3 слога и более.

К данным слогам прибавьте другой, чтобы получилось слово: гри___(бы); гу___(си); га___(раж); ма___(шина); гал___(ка); го___(лос, ды), ро___(за, машка); лу___(к); под___(снежник, -ко-вал, -нос).


Что вы видите на верхней картинке (с. 12)? Как зовут детей? В какие игры они играют? Какое предложение выкрикнет сейчас малыш в песочнице? Составьте рассказ по первой картинке.

На детской площадке

Дети играли в песочнице. Они построили замок. Девочка увидела мяч. Она спасает песочный замок.

— Рассмотрите картинку (с. 12), составьте схемы двух первых предложений.

image39

Аналогичная работа проводится со второй картинкой.

В детском саду

Коля — папа. Он читает газету. Аня — мама. Она накрывает на стол. Ирочка — дочка. Она качает куклу. Ребятам очень интересно играть.

— Как играют дети? (Дружно.)

Выберите предметы, которые изображены на картинке (с. 12). К каким словам подходит схема? (Петрушка, газета, картина, лошадка, наездник, рубашка.)

Составьте предложение-вопрос; предложение, в котором о чём-либо сообщается; восклицательное предложение.

Послушайте текст К. Ушинского.

Вместе тесно, а врозь скучно

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам; но скоро им обоим стало скучно.

— Почему дети расселись по разным углам? Отчего им стало скучно? Объясните, как вы понимаете заголовок текста. На что он похож? (На пословицу.)


5. Рефлексия учебной деятельности

— Вспомните, из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Как делятся слова на слоги? Какие бывают слоги?

Мы научились составлять маленькие рассказы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]