Звук [ч']. Буква Ч, ч, буквосочетания ча, чу. Закрепление

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звук [ч']. Буква Ч, ч, буквосочетания ча, чу. Закрепление

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети закрепят полученные знания о звуке [ч'];

• научатся использовать буквы Ч и ч при печатании слов и предложений;

• подбирать группы родственных слов;

• делать выводы по проделанной работе, запоминать правила, применять их в нужной ситуации;

• научатся правильному, сознательному, выразительному чтению на всём диапазоне изученных букв;

• ответственности за выполнение задания.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Выберите в песенке слова, в которых есть буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки.

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Какое буквосочетание часто встречается в этой песенке? Какую окраску приобретают слова, в которых есть чк? (Буквосочетание чк придает ласковое, уменьшительное значение каждому предмету.)


2. Мотивация учебной деятельности

— Игра «Горка» — соберите слова.

ту сы жик ча ры чи

(Туча, сыры, чижик, туры, сычи, рычи, часы, тучи, рыжик...)

Игра «Иголочкой, по бусинке собери словечко».

image356

(Уточка, гусочка...)

Напечатайте слова. Укажите орфограммы.

Измените слова утка, курица, гусь так, чтобы в них было чк. (Уточка...)


3. Работа по теме урока

— Прочитайте текст «цепочкой» на карточках. Придумайте последнее предложение к тексту В. Сутеева «Про карандаш и мышь». Нарисуйте кота, как это было в рассказе.

Далее следует чтение слов, предложений, теистов с буквами Ч и ч.

— Прочитайте слоги-слияния и обратные слоги.

ча

оч

че

чу

ич

ач

ач

оч

еч

уч

ыч

яч

— Прочитайте стихи В. Берестова «Встали девочки в круг...» (с. 8). Сколько девочек играло в мячик? (Три: Катя, Оля, Танечка.)

Какую орфограмму заметили в стихотворении? (Имена людей.) Приглашаю вас в сад на чаепитие с ягодами (с. 8). Какую смородину вы встречали? (Красную, чёрную, белую, жёлтую.)

Где растёт брусника? Какая ягода растёт рядом с ней на кочках? (Брусника растёт на болоте, а также клюква, голубика, ежевика.)

Где растёт земляника? (В лесу растёт, в саду.)

Какая это ягода? (Сочная, очень душистая, пахучая.)

Слово пахучая я запишу на доске. Укажите орфограмму. Что это за ягода клубника? (Садовая ягода, похожа на землянику.)

Почему эту ягоду назвали черника? (Она чёрная, тёмно-синяя.)

А что за ягоды на рисунках? (Малина, крыжовник.)

Где они растут? Чтобы собрать ягоды, мы отправимся куда? (На болото, на луг, в лес, в сад.)

Подберите всё, что необходимо для чая из посуды. (Чашки, чайные ложки, чайник...)

Выпишите слоги ча и чу. Почему мы их выделили в орфограмму? Дети читают правило.

Запомните новую орфограмму. Как назовёте слова? (Чайник, чайная, чаёвничать, чаепитие — это родственные слова.)

Какого главного слова не хватает в этом ряду? (Чай.)

У нас слоговое лото. Напечатайте слова: чудо, чулок, чудак, чулан, кричат, чадо, часы.

Кто автор стихотворения (с. 8)? (Поэтесса Е. Благинина.)

О чём оно? (О зиме, о птицах.) Кто здесь ведёт разговор? (Ребёнок.)

Он один или детей много? (Много.) Что тут делают дети? (Кормят птиц.)

Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы.)

Чем мы можем им помочь? Составьте рассказ. («Мы кормим птиц», «В лютый мороз»...)

Прочитаем шутку «Приятели-лодыри».

Вспомните рассказы К. Ушинского, Л. Толстого о детях.

Работа по содержанию. Оценка поступков детей.

— Напечатайте слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Слова для работы: собака — собачка, кошка — кошечка, чашка — ..., чайник— ..., у сына — ..., у внука — ..., чулок — ..., книга — ..., Ваня — ..., Таня — ..., рука — ..., труба— ...

Составьте звуковую схему к словам-отгадкам.

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит... (Черепаха)


Он круглый, но не шар,

Медный — не монета.

Им вода согрета.

(Чайник)


Чёрненька, маленька, сладенька. (Черника)


Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)


Чёрный конь прыгает в огонь. (Кочерга)


Одно дерево двумя цветами разукрашено. (Черёмуха)

Работаем с лентой букв. Почему букву ч поместили на нижней строке? (Это глухой согласный звук.)


4. Рефлексия учебной деятельности

— С каким звуком и буквами познакомились?

С какой орфограммой вы познакомились?

Какое свойство звука мы узнали впервые? (Этот согласный звук [ч'] — всегда мягкий, шипящий.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]