Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Буква Я, я, обозначающая два звука [й'а]
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с новыми гласными буквами Я и я, обозначающими два звука в начале слова и после гласного звука;
• с новым согласным звуком [й'], который входит в слог-слияние, обозначающийся буквами Я и я;
• научатся различать на слух слияние [й'а], находить его местоположение в слове;
• изображать данные звуки на звуковой схеме, уяснят, что одна буква обозначает два звука;
• поработают над формированием навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного чтения.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Назовите буквы гласных звуков. С какими гласными звуками согласные читаются твёрдо? Запишите слоги с этими буквами гласных. С какими гласными согласные читаются мягко? (и, е) Запишите слоги-слияния с этими буквами.
Какая буква гласных очень необычна? (е)
Какие звуки может обозначать буква е?
Сегодня мы познакомимся ещё с одной гласной буквой.
2. Мотивация учебной деятельности
— Какие пословицы о Родине, о родной стороне вы уже знаете? Послушайте и объясните смысл следующих пословиц: Велика русская земля, а везде солнышко. Своя земля и в горсти мила. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Как называется твоя Родина? (Россия)
3. Работа по теме урока
— Проанализируем слово Россия.
Выделим последний слог (я). Какие звуки слышим? ([й'а]) Какое дерево во фруктовом саду самое большое (с. 111)? (Яблоня.)
В какое время года оно вам особенно нравится? (Весной, летом, осенью.)
Проведите слого-звуковой анализ этого слова. (Яб-ло-ня.)
Какие из этих слогов являются слогами-слияниями? (Слоги ло и ня.) Как называется первый слог? (Обратный слог — яб.) Сделайте схему. Что это растёт на низеньких кустиках? (Ягоды.)
Давайте произнесём это слово и проведём его слого-звуковой анализ. (В слове ягода три слога. Первый слог — я.)
Произнесите и послушайте внимательно первый слог.
Дети произносят хором звуки [й'а].
— Что вы слышите? Какие звуки? (Звуки [й'] и [о].)
Произнесите первый звук лучше, яснее.
Какой это звук? (Это согласный звук [й']. Он произносится с препятствиями.)
Дети прикладывают к шее руки и слушают.
— Произнесите его ещё раз, что ещё можете сказать о нём? Какой он? (Он звонкий [й'] — состоит из голоса.)
А что мы слышим за ним? (Гласный звук [а].)
Значит, какой первый слог? (Слог-слияние [й'а].)
Какой второй слог, третий? (Второй слог го, третий да.)
Составьте звуковую схему.
Вернёмся к слову яблоня. Произнесём это слово и разделим его по слогам. Что вы можете сказать? (В слове три слога. Первый слог яб. Второй ло. Третий слог ня.)
Назовите слоги-слияния в этом слове. (Это слоги ло и ня.)
Давайте разберёмся с первым слогом. Произнесите его. Что вы можете сказать? (В нём слышатся три звука [й'], [а], [б].)
Какой первый звук слышите? (Звук [й'].) Второй и третий? ([а] и [б].)
Произнесите два первых звука. Какой первый слог? (Это слог- слияние.)
На странице 111 посмотрите, как автор составил схему. Обратите внимание на первый слог. Что вы можете сказать? (В нём 3 звука. Первый слог-слияние.)
Если внимательно посмотреть на схему, то что можно сказать о звуке [й']? (Согласный, звонкий, мягкий.)
Эти два звука обозначаются одной буквой я. Посмотрите, как она пишется. Знаем ли мы ещё одну букву, которая обозначает два звука? (Да, это буква е.) Какие звуки она обозначает? (Звуки [и'э].)
На доске появляются слоги из букв, и под ними выставляются звуковые схемы этих слогов. Дети участвуют в составлении слов яб-ло-ко и е-ли и схем [йаб]-[ла]-[ко], [йэ]-[ли].
— Прочитайте слова на самом верху страницы 111. (Яблоки, яблони). Где стоит буква я? (Она стоит в самом начале слова. Когда буква я стоит в начале слова, она обозначает два звука [й'а].)
Теперь прочитаем имена людей. Выложите звуковые схемы этих слов. Расскажите, что собой представляют последние слоги. (Последние слоги я — это два звука [й’а].)
А где мы слышим эти два звука? (На конце слова после гласной.)
Какой буквой мы будем обозначать эти два звука? (Буквой я.)
Обратите внимание, после какой буквы стоит буква я? (После гласной буквы.)
Когда ещё буква я может обозначать два звука? (Когда она стоит в конце слова после гласной буквы.)
Рассмотрите иллюстрацию (с. 111) и прочитайте текст.
Это карта нашей Родины. Наша страна очень большая. У нас есть земля, моря, леса, горы. Есть очень холодные места на севере. Там снег и лёд. И есть жаркие места. В нашей средней полосе бывает и тепло, и холодно.
Обратите внимание. Что это за флаг? (Российский флаг.)
— Запомните, как чередуются цвета на российском флаге: белый, синий, красный, если смотреть сверху. У каждой страны есть ещё отличительный знак — герб. Рассмотрите российский герб. У каждого государства есть и свой гимн — это торжественная песня страны. Мы сегодня будем слушать гимн. Назовите три символа нашей страны, которые должен знать каждый гражданин России, каждый русский человек. (Герб, гимн, флаг.)
Прочитайте текст «Россия — Родина моя». Почему слова Россия и Родина пишутся с заглавных букв? (Россия — это название Родины, а слово Родина очень значимое, и его принято писать с заглавной буквы.)
О чём мы прочитали? Прочитайте последние слова текста. Что они вам напоминают? Как вы понимаете смысл этой пословицы? Прочитайте этот текст ещё раз. Что нужно нам всем делать, чтобы наша Родина стала богатой, красивой, люди были счастливыми?
Какие звуки слышите в начале слов ярмарка, яма, ягода, яблоко? Что это за звуки? (Это звуки [й'а], мы слышим их в начале слов.)
Какой буквой обозначаются эти два звука? (Буквой я.)
Попробуйте найти, к какому слову составлена звуковая схема. (К словам ягода, якорь.)
— Прочитайте внимательно слова и найдите внутри новые маленькие слова. (Это слова я, год; я, як, корь.)
Теперь напечатайте слово ярмарка. Выложите схему этого слова. Найдите в этом слове другие слова. (Я, марка, арка, Марк.)
Какие звуки обозначает буква я, когда стоит в начале слова? Послушайте стихотворение про букву я. Составьте схемы слов с я.
Каждый знает, буква Я —
Самая хвастливая.
(Г. Юдин)
— Почему говорят, что буква я — самая хвастливая? (Она буква-зазнайка.) Прочитайте стихотворение Б. Заходера.
Буква Я
Взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела,
И потела,
Написать она сумела
Только
«я-я-я-я-я»!
Всем известно: буква Я
В азбуке последняя.
— Наш алфавит (с. 124-125) начинается с А, а заканчивается Я. заглядывайте в алфавит и повторяйте последовательно все буквы. Алфавит нужно выучить наизусть. Это вам пригодится.
Прочитайте слова перед текстом (с. 112). Объясните значение этих слов. Можете воспользоваться картинкой. Обратите внимание на слова яростно, маяк, молния.
Текст читаем по логически законченным частям. Что такое начиналось на море? (Шторм, буря.)
Почему судам опасно во время шторма находиться в открытом море? (Большие волны, сильный ветер могут потопить судно, вытолкнуть его на скалы и разбить.)
Что помогает судам правильно находить в море дорогу к берегу? (Маяк. Вечером он зажигается и далеко виден кораблям. Маяк указывает морякам путь домой.)
Вспомните, когда буква я обозначает два звука? (Когда стоит в начале слова или после гласной.)
Сколько букв в слове маяк? (4 буквы.) Сколько звуков? (Звуков пять.)
Составьте схему к слову маяк.
Прочитайте пословицы (с. 110) и объясните их смысл.
4. Рефлексия учебной деятельности
— С буквой каких звуков вы познакомились?
Что ценного вы узнали об этой букве? С какой буквой буква я очень похожа? В чём заключается сходство?